«Пророк проклял любого, кто сделает мишенью живое существо»
Милосердие ислама выходит за рамки человека и относится ко всем творениям Аллаха. Несмотря на то, что Аллах создал их для подчинения человеку, ислам запрещает жестокость по отношению к животным. 1400 лет назад, еще задолго до современного движения защиты животных, ислам предписал доброту к животным, а жестокость причиной попадания в Ад.
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный. Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (16:5-8).
Однажды посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о прощении Аллаха в связи с обращением к животными. Он рассказал своим сподвижникам историю о человеке, который испытал жажду на своем пути. Он увидел колодец, прыгнул в воду и утолил свою жажду. Когда поднялся оттуда, мужчина увидел собаку, которая высунула язык от жажды и ела влажную землю.
Он сам себе сказал: наверное, она так же, как я, хочет пить, и вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа в зубах, поднялся из колодца и дал воду собаке. Аллах вознаградил его за этот поступок и простил его грехи. Сподвижники спросили пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Разве дать воду животным также имеет вознаграждение?» Пророк сказал:
«Напоить водой любого жаждущего имеет вознаграждение» (Бухари).
В другом хадисе говорится о наказании для женщины, которая была введена в Ад из-за того, что держала взаперти кошку и не кормила ее (Бухари).
В исламе установлены предписания относительно забоя животного, который должен осуществляться с принесением минимума боли животному. Нож должен быть очень острым и не должен точиться перед животным. Также в исламе запрещено закалывать животное перед другим животным.
Отношение к животным в исламе можно обобщить в следующих пунктах:
1. Ислам требует, чтобы домашним животным или животным, находящимся в хозяйстве, предоставлялась вода, корм и место. Однажды пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел верблюда, истощенного от жажды, и сказал:
«Бойтесь Господа в отношении животных, которые не могут высказать свою волю. Если вы ездите верхом, обращайтесь с ними подобающе, если вы собираетесь зарезать их (ради мяса), относитесь к ним соответственно (т.е. кормите и ухаживайте, чтобы они были сильными и здоровыми и т.д.)» (Абу Дауд).
2. Животное запрещено бить или подвергать пыткам. Однажды пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел животное с клеймом на морде и сказал:
«Разве вы не знаете, что я проклял того, кто ставит клеймо на морде животных и бьет их по морде?» (Абу Дауд, Муслим).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал своей жене относиться хорошо к непослушному верблюду, на котором она ездила (Муслим). Заставлять животных драться друг с другом ради забавы также запрещено пророком ислама (Тирмизи).
3. В исламе запрещено использовать птиц или животных в качестве мишени во время тренировок стрельбы. Когда Ибн Умар, один из сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), увидел человека, который сделал мишенью курицу, чтобы научиться стрелять из лука, он сказал:
«Пророк проклял любого, кто сделает мишенью живое существо».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также сказал:
«Кто убьет птицу или кого-то другого (животное) без должной на то причины будет спрошен Господом». Его спросили: «О посланник Аллаха, а что является должной причиной?» Он ответил: «Убивать ради пищи, а не оторвать ему голову и выбросить».
4. Запрещено отделять птенцов от птицы.
5. Запрещено калечить животное, отрезая им уши, хвосты или другие части тела.
Посредством этих предписаний и правил в отношении животных, мусульманин должен осознавать, что другие создания не могут быть использованы как заблагорассудится, они, подобно людям, имеют права, которые ислам предназначил для всех обитателей Земли.