Сбудется – не сбудется, или как мусульмане читают дуа?

Бывает, что мы просим Создателя о решении вопроса, но помощи не чувствуем; волнующий нас вопрос решается не в нашу пользу, и мы разводим руками: дуа не принялось. Однако не будем торопиться.

Что для нас главное в мольбе? Как правило, это предмет нашей просьбы: сдать экзамен, куда-то съездить, выздороветь и т.д. Иначе говоря, нас занимает непосредственно то, о чём мы просим. Причём занимает настолько, что мы можем упускать главное. А именно то, что дуа – в первую очередь ибада, поклонение Творцу через обращение к Нему. И только после этого – некая возможность добиться желаемого.

Интересно, что мольба как вид поклонения несколько отличается от других исламских ритуалов.

Когда и где?

Известно, что для любого вида ибады есть свои условия. Намаз требует определённого времени, хадж – времени и места, закят – времени, имущества и людей. А вот повод для дуа специфический – это нестандартная или затруднительная ситуация. Человек ощущает потребность в Божьей помощи и начинает о ней просить. И может это делать где и когда угодно.

Конечно, согласно хадисам существуют некоторые дни и места, наиболее благословенные для дуа, например возле Каабы или на Арафате, а также в конце ночи или в день Ашура и т.д. Но ведь человеку совсем необязательно дожидаться именно их. Как передаётся от Хасана аль-Басри, Пророк Муса (мир ему) спросил Аллаха: «В какое время мне просить Тебя, чтобы Ты непременно принял мольбу?» Аллах ответил: «Ты Мой раб, а Я твой Господь, и когда бы ты ни попросил, Я отвечу тебе…».

Высшее обещание

Другое отличие дуа – обещание Аллаха о его точном принятии.

«…Скажи им (о, Мухаммад!), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (сура «Аль-Бакара», аят 186, ).

Итак, ответ Создателя на наши просьбы есть всегда! Но он (ответ) может быть разным: в виде осязаемого исполнения наших желаний тут же или с отсрочкой, в виде прощения грехов и ошибок, в виде вознаграждений на Том свете. Мы узнаём об этом из хадиса Посланника Аллаха :

«Любому верующему, который взмолится к Аллаху, будет ответ в этом же мире, или же эта мольба будет отложена на день Великого Суда, и там верующий получит сполна, или же будут прощены грехи в размере этой мольбы, если мольба не содержит греховного или разрыва родственных отношений» (в передаче Ахмада и Аль-Хакима).

Собственно, из-за непонимания такой многовариантности мы зачастую и путаемся: принялось дуа или нет? Но сомнений быть не может, ибо Аллах заверяет каждого из нас:

«…Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Аль-Гафир», 40:60, ).

Творец не обманывает!

Поспешишь – себе навредишь

Какая же спешка может быть в дуа? Пророк  объяснял: «Не прекращает человек быть благодетелем, пока не проявил поспешность». Его спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?!» Он ответил: «Человек (проявляет поспешность, когда) говорит: “Я просил Аллаха, а Он мне не ответил”» (в передаче Аль-Бухари и Муслима).

Даже не имея ожидаемого результата в волнующем нас деле, мы не должны прекращать свои обращения к Аллаху. Иначе это будет поспешностью. А продолжение дуа есть наше доверие к Аллаху и упование на Него. Ведь когда мы просим Аллаха, то признаём, что: 1) мы слабы, а Он всесилен; 2) нам чего-то не хватает, а Он милостиво нас обеспечивает; 3) у нас ничего нет, а Он обладает всем.

В конечном итоге постоянство наших дуа – поминание душой Того, Кто единственно всегда помогает и никогда не устаёт от этого. АльхамдулиЛлях.

Итак, Всевышний обещает нам принятие наших молитв. Нам остаётся следовать мудрости: «Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать»… и продолжать свои дуа!