Сунна Пророка Мухаммада (ﷺ) – как она была записана

После переселения мусульман из Мекки в Медину, и после того, как в Медине зажили мусульмане, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) повелел людям, чтобы они обучались чтению и письму в мечети своего квартала. Во время Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) в Медине функционировали девять мечетей.

В первое время писари Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) были заняты записыванием Корана, и это занимало большую часть их времени. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) запретил в первое время писать его хадисы, чтобы они не смешались с Кораном, так как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) комментировал многие аяты, и высказывался в отношении многих происшествий. Асхабы передавали и рассказывали друг другу слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) в устной форме. Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) разрешил некоторым сподвижникам писать хадисы (большая часть того, что было написано из хадисов, было написано в последние годы жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). Из самых известных записей, сделанных во время Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) – это книга под названием «Ас сахифату садикьа», которая включила в себя 1000 хадисов. Автором этой книги был Абдуллах ибну Амр ибну Ас, а также книга Абдуллаха ибну Аббаса, который написал многое из Сунны и жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) на досках, которые он носил с собой на маджлисы знаний.

Во время правления Абу Бакра (радыяллаху ‘анху) Коран был собран из сердец хафизов и того, что было написано на шкурах и камнях в единую Книгу, а во время правления халифа Усмана он повелел, чтобы Коран, который был собран по указу Абу Бакра (радыяллаху ‘анху) и который хранился у него, потом у халифа Умара, переписать семь экземпляров и отправил их: один – в Мекку, один оставил в Медине, один отправил в Шам, один – в Йемен, один – в Бусру, один – в Куфу, один – в Бахрейн, чтобы объединить людей, после того, как он услышал о разногласиях чтецов. Во время праведных халифов не записывались хадисы и так продолжалось до тех пор, пока не пришёл к власти Умар бин Абдулазиз. Он был из потомков праведного халифа Умара бин Хаттаба (радыяллаху ‘анху).

Умар Асхаб (радыяллаху ‘анху) выходил по ночам и смотрел, как живут люди в его государстве. И в одну из ночей он услышал разговор одной женщины и её дочери, женщина смешивала молоко с водой, а её дочь сказала ей: «Если бы тебя видел халиф Умар?..», а мать ответила, что Умар Асхаб (радыяллаху ‘анху) не видит их, на что дочь сказала: «Господь Умара видит то, что ты делаешь». Тогда халиф Умар (радыяллаху ‘анху), ничего не сказав им, вернулся домой, позвал своих сыновей и спросил их, кто хочет из них жениться. Один из его сыновей выразил желание, и Умар Асхаб (радыяллаху ‘анху) женил его на этой богобоязненной девушке. И из этого потомства был Умар бин Абдулазиз. Он правил два года с 99 года по хиджре по 101 год. Во время своего правления Умар бин Абдулазиз издал указ, чтобы собирали и записывали Сунну, хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), и этот указ он отправил наместникам. Он издал этот указ, потому что он боялся ухода знающих людей и распространения некоторых недостоверных хадисов.

Что такое хадис

Хадис – это то, что сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), сделал или подтвердил. Благодаря хадисам сохранилась Сунна Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) и не исчезла. Именно хадис учит и распространяет Сунну Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам). Занятие этим видом науки – очень ценное и вознаграждаемое дело. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:

«Да осветит Аллах  лицо человека, который услышал от нас что-либо и довёл его в том виде, как услышал. Может быть тот, до кого довели, запомнит лучше, чем слышавший».

Таким образом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) обособил своей мольбой тех, кто передаёт его хадисы. Ибну Аббас (радыяллаху ‘анху) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «О Аллах, смилуйся над моими наместниками». Сподвижники спросили: «Кто твои наместники, о Посланник Аллаха»? Он ответил: «Те, которые передают мои хадисы и обучают им людей».

Имамы науки хадисоведения и их книги

Подобно тому, как праведные халифы сохранили Коран, собрав его в единую Книгу, чтобы со смертью тех, кто знал его наизусть, он не исчез, так и имамы хадисоведения начали записывать достоверные хадисы, чтобы они не исчезли и не распространились ложные хадисы.

Имам Малик ибну Анас родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры, являющийся основателем Маликитского мазхаба, написал одну из первых и одну из самых известных книг хадисов, книгу «Муватта», которую он составлял на протяжении 40 лет. Валиюллах Аддагьлави сказал: «Книги хадисов делятся на много уровней, и они по достоверности и известности делятся на четыре уровня: первый уровень ограничен в трёх книгах (Муватта, Сахихуль Бухари, Сахихуль Муслим)». Имам Шафии сказал: «Нет на земле книги после Корана достовернее, чем книга имама Малика». Имам Малик родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры.

Книга «Муснад» имама Ахмада ибну Ханбала является одной из первых и основных книг хадисов. Имам Ахмад родился в 164 году хиджры в Багдаде в месяце рабиул аваль, умер 241 году хиджры.

Имам Бухари, его имя – Мухаммад сын Исмаила сын Ибрахима. Он родился в Бухаре в пятницу 13-го числа месяца Шавваль 194 года по хиджре, умер в ночь вторника в 256 году хиджры, его возраст был 62 года. Имам Бухари написал книгу «Джамиу сахих», которая известна как «Сахихуль Бухари». Учёные Ислама сказали о ней: поистине, эта книга самая достоверная после Книги Аллаха  (Корана).

Имам Муслим сын Хаджаджа родился в Найсабуре в 206 году хиджры, умер в возрасте 55 лет, в 261 году. Имам Муслим составлял в течение 15 лет книгу «Джамиу сахих», известная во всём мире «Сахихуль Муслим» и собрал в этой книге 12 000 хадисов, которые он выбрал из 300 000 хадисов. Имамы Бухари и Муслим являются предводителями в науке хадисоведения.

Абу Дауд, его имя Сулейман сын Ашаса сын Исхака, родился в 202 году хиджры, умер в 275 году в городе Басре. Он написал книгу «Сунан Абу Дауд». Он собрал в этой книге 4 300 хадисов.

Имам Тирмизи, его имя Абу Иса Мухаммад сын Исы, он родился в 209 году хиджры, умер в 279 году. Он написал книгу «Джамиу Тирмизи» и благодаря этой книге он стал имамом в науке хадисоведения.

Ан-Насаи, его имя Абу Абдурахман Ахмад сын Шуайба сын ан-Насаи, родился в 225 году, умер в Мекке 303 году и похоронен там. Имам ан-Насаи написал известную книгу «Сунану ан-Насаи». Учёные сказали: уровень достоверности этой книги идёт после сборников Бухари и Муслима.

Имам мухаддис Абу Абдуллах Мухаммад сын Язида сын Маджаха известен во всём мире как ибну Маджах. Родился в Кизвине в 208 году, умер в 275 году хиджры. Он написал книгу «Сунан».

Эти имамы – авторы самых известных книг, составленных в науке хадисов. Эти книги: «Муватта»; «Муснад» имама Ахмада»; «Сахихуль Бухари»; «Сахихуль Муслим»; «Сунан Абу Дауда»; «Джамиу Тирмизи»; «Сунан Насаи»; «Сунан ибну Маджах».

Передатчики не ограничивались сбором хадисов у людей своего города или сбором их только из пресветлой Медины. Они выходили в длительные путешествия в далёкие города в поисках достоверных хадисов. Передатчики хадисов путешествовали несколько дней, чтобы изучить один хадис. Среди них были такие, которые проводили в путешествиях несколько лет, доходило даже до 10 лет.

В 6-м веке по хиджре Нуруддин Занки построил первый «Даруль хадис» – это учебное заведение, в котором изучают хадисоведение и хадисы. Нуруддин Занки родился в 511 году, умер в 569 году хиджры. Его прозвищем было – справедливый царь. Он придавал большое значение строительству медресе и открыл их в большом количестве. Потом Насруддин аль Аюбий построил в Каире в 626 году хиджры Даруль хадис. Таким образом, нужда в поездках для изучения хадисов уменьшилась. Но вопреки этому, многие изучающие хадисы предпочитали путешествия по городам в поисках хадисов.

Да увеличит Аллах  в наших сердцах любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) и дарует нам следование его Сунне. Амин!