Три уровня исповедания Ислама
Верующие могут находиться на трех разных уровнях: муслим, муъмин, мухсин. Эти уровни основаны на трех уровнях веры: ислам, иман, ихсан.
Корни этого разделения находят в «хадисе Джабраиля», переданном со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «Однажды мы сидели с посланником Аллаха, мир ему и благословение, вдруг к нам пришёл один человек, у которого одежда была очень белая, а волосы сильно чёрные, на нём не было признаков путешествия, и никто из нас не знал его.
Потом он присел к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и сказал: «О, Мухаммад, расскажи мне про ислам?» Пророк, (саллаллаху аляйхи ва саллям), сказал:
«Ислам – это свидетельствование, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Посланник, совершение намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяце Рамадан и, если есть возможность, совершение хаджа».
И тот подтвердил слова Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказав ему, что он правильно ответил. Мы удивились тому, что он одновременно и спрашивал и подтверждал ответ. Потом он предложил рассказать про иман. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Иман – это вера в Единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день, в предопределение судьбы, и вера в то, что всякое хорошее и плохое от Аллаха».
Тот так же подтвердил и это.
Потом пришедший спросил его про ихсан, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Ихсан – это когда ты поклоняешься Аллаху так искренне, как будто видишь Его, даже если ты не видишь Его, поистине Он видит тебя».
Он также подтвердил его слова.
Потом через некоторое время Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил у Умара, знает ли он того спрашивающего. Умар ответил: «Аллах и его Посланник лучше знают»
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Это был Джабраиль, мир ему, который пришёл обучать вас вашей религии» (Муслим).
Чтобы быть мусульманином, человеку достаточно выполнить внешние действия: произнести шахаду, выплачивать закят, совершить хадж, совершать намаз и держать пост в Рамадан.
Иман состоит из шести частей веры: вера в Единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день, в предопределение судьбы, и вера в то, что всякое хорошее и плохое от Аллаха.
Тот, кто соблюдает пять обязательств, и верует в шесть частей веры, становится полноценным муъмином.
Мусульманина можно определить по его внешним действиям, а вот муъмина нельзя «вычислить», потому что признаки веры – внутренние.
Человек может быть на уровне мусульманина, не достигая уровня муъмина, но не может быть муъмином, не будучи мусульманином. Но это не предел… Самая высокая степень выражается в достижении ихсана – такого поклонения и веры, которое совершается так, будто ты видишь Всевышнего. И даже если ты Его не видишь, то осознаешь, что Он видит тебя.
Особенностью мухсинов является искренность и осознанность. Эти люди искренни в своих намерениях, их главные мотивы – угодить Всевышнему. Они очищают свои сердца, приводят в соответствие свои дела, слова и мысли.
Осознанность является в этом процессе главным ключом, потому что помогает «высвечивать» внутренние противоречия, борющиеся друг с другом мотивы и т.д. Ихсан выражается в согласованности мотивов и поступков. В их чистоте и непорочности. Это когда твердые и правдивые убеждения формируются в дозволенное поведение и красивый нрав.
Мухсин — это тот, кто достигает совершенства исламской веры. И точно так же, как невозможно быть муъмином, не будучи мусульманином, невозможно быть мухсином, не будучи муъмином.