Удерживайте своих детей дома при наступлении вечера
Следование сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является ключом к счастью, как в этом мире, так и в потустороннем. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас всему, чему можно было бы научить для достижения этого. В его сунне есть ответы на все вопросы и лекарства от всех болезней. Но проблема в том, что мы не обращаемся к Его сунне и не уделяем должного внимания Его советам. Часто можно встретить людей, дети которых больны порчей, сглазом или одержимы джиннами. Это не удивительно, ведь мало кто из нас следит за своим ребенком и в нужное время забирает его домой, не оставляя на улице.
Кто из нас слышал хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение, о велении не отпускать детей на улицу во время захода солнца, опасаясь от вреда шайтанов?
В данной статье будет приведен один очень важный хадис по этой теме с комментарием ученых к нему.
В «Сахих» имама Муслима приводится:
Рассказал Аттаъ что услышал от Джабира ибн Абдуллах, который говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا كان جنح الليل أو أمسيتم فكفوا صبيانكم فإن الشيطان ينتشر حينئذ فإذا ذهب ساعة من الليل فخلوهم وأغلقوا الأبواب واذكروا اسم الله فإن الشيطان لا يفتح بابا مغلقا وأوكوا قربكم واذكروا اسم الله وخمروا آنيتكم واذكروا اسم الله ولو أن تعرضوا عليها شيئا وأطفئوا مصابيحكم
«С наступлением ночи или вечера удержите ваших детей, поистине в это время расходятся шайтаны. Когда же пройдёт некоторое время, отпускайте их. И закрывайте двери, поминая имя Аллаха, воистину, шайтан не может открыть закрытую дверь, и завязывайте свой мех, поминая имя Аллаха, и прикрывайте свои сосуды, поминая имя Аллаха, (а если прикрыть нечем), положите что-нибудь поперёк этого, и гасите свои светильники.»
Комментируя этот хадис Имам Навави в своем Шархе на «Сахих Муслима» сказал:
هذا الحديث فيه جمل من أنواع الخير والأدب الجامعة لمصالح الآخرة والدنيا ، فأمر صلى الله عليه وسلم بهذه الآداب التي هي سبب للسلامة من إيذاء الشيطان ، وجعل الله عز وجل هذه الأسباب أسبابا للسلامة من إيذائه فلا يقدر على كشف إناء ولا حل سقاء ، ولا فتح باب ، ولا إيذاء صبي وغيره ، إذا وجدت هذه الأسباب . وهذا كما جاء في الحديث الصحيح : إن العبد إذا سمى عند دخول بيته قال الشيطان : لا مبيت » أي : لا سلطان لنا على المبيت عند هؤلاء ، وكذلك إذا قال الرجل عند جماع أهله : » اللهم جنبنا الشيطان وجنب الشيطان ما رزقتنا » كان سبب سلامة المولود من ضرر الشيطان ، وكذلك شبه هذا مما هو مشهور في الأحاديث الصحيحة.
وفي هذا الحديث : الحث على ذكر الله تعالى في هذه المواضع ، ويلحق بها ما في معناها . قال أصحابنا : يستحب أن يذكر اسم الله تعالى على كل أمر ذي بال ، وكذلك يحمد الله تعالى في أول كل أمر ذي بال للحديث الحسن المشهور فيه .
«В этом хадисе заключается множества видов благ и этики, которые вбирают в себя пользы этого мира и потустороннего. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел придерживаться данного этикета, который является причиной сохранности от вреда шайтана, и Аллах, свят Он и велик, сделал эти причины ключом к сохранению от вреда шайтана, который не в силах открыть сосуд, развязать бурдюк, открыть дверь и причинить вред ребенку и т.д., если будут задействованы эти причины.
Это подобно тому, что пришло в хадисе: «Когда человек произнесет имя Аллаха при входе в дом, шайтан говорит: «Нет ночевки» – то есть, нет у нас сегодня права ночевать возле них.
Также, когда человек скажет во время приближение к своей супруге: «О, Аллах! отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от того, что ты нам дашь» – то это будет причиной сохранения ребенка от вреда шайтана. Подобное этому очень известно в достоверных хадисах.»
В этом хадисе также заключается побуждение упоминать имя Аллаха в этих местах, к этому относится все то, что подобно ему по смыслу. Наши ученые сказали: «Желательно упоминать имя Аллаха, а также восхвалять Его перед каждым важным делом, так как об этом пришел очень известный хадис».
Далее приведем токование каждого пункту из хадиса.
Первое: «С наступлением ночи или вечера удержите ваших детей…» — то есть запрещайте им выходить на улицу в это время[1]
Второе: «…поистине в это время расходятся шайтаны…» – Как говорит имам Навави, да смилуется над ним Аллах, смысл этого в том, что в данный период времени существует опасение за детей от вреда шайтанов из-за их многочисленности.[2] Ибн Хаджар аль-Аскалани, да смилуется над ним Аллах, приводит слова Ибн Джавзи, да смилуется над ним Аллах, который сказал, что шайтаны любят грязь, а дети, как мы знаем, всегда валяются в грязи, и бывают грязными, а так как большинство детей не знают желательных мольб от джиннов и шайтанов, то шайтан им в этом время может навредить.[3]
Третье: «Когда же пройдёт некоторое время…» — то есть, после того, как пройдет начало ночи, которая бывает самой темной, то можно отпускать детей.[4]
Четвертое: «…и гасите свои светильники» — то есть те светильники, которые лежат на столе или на полу. Если светильник весит на стене и нет опасности, что он может упасть и случится пожар, то нет надобности его гасить, как об этом пишет Имам Навави[5]. В других хадисах пишется, что причиной пожара может быть мышь, так как она ночью выходит из своей норы и может толкнуть этот светильник, Имам Куртуби, да смилуется над ним Аллах, пишет, что мышь на это толкает шайтан и главным виновником является он, а не мышь[6].
Дорогие родители, следите за своими детьми и руководствуйтесь сунной Избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Есть множество хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он нам дает ясные советы, как обезопасить наших детей от вреда шайтанов, джинов, сглаза и всякой порчи. Да одарит нас Аллах пониманием Его религии и поможет нам руководствоваться сунной Его пророка. Амин!
[1] Шарх Муслима:
امنعوهم من الخروج ذلك الوقت
[2] Шарх Муслима:
ومعناه أنه يخاف على الصبيان ذلك الوقت من إيذاء الشياطين لكثرتهم حينئذ
[3] Фатхуль Бари:
قال ابن الجوزي : إنما خيف على الصبيان في تلك الساعة لأن النجاسة التي تلوذ بها الشياطين موجودة معهم غالبا ، والذكر الذي يحرز منهم مفقود من الصبيان غالبا والشياطين عند انتشارهم يتعلقون بما يمكنهم التعلق به ، فلذلك خيف على الصبيان في ذلك الوقت . والحكمة في انتشارهم حينئذ أن حركتهم في الليل أمكن منها لهم في النهار ، لأن الظلام أجمع للقوى الشيطانية من غيره ، وكذلك كل سواد . ولهذا قال في حديث أبي ذر فما يقطع الصلاة قال : الكلب الأسود شيطان أخرجه مسلم .
[4] Миркату Мафатих:
أي أول ظلمته وسواده وهو أشد الليل سوادا
[5] Шарх Муслима:
وأما القناديل المعلقة في المساجد وغيرها فإن خيف حريق بسببها دخلت في الأمر بالإطفاء ، وإن أمن ذلك كما هو الغالب فالظاهر أنه لا بأس بها لانتفاء العلة ؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم علل الأمر بالإطفاء في الحديث السابق بأن الفويسقة تضرم على أهل البيت بيتهم ، فإذا انتفت العلة زال المنع .
[6] Фатхуль Бари:
الحامل للفويسقة — وهي الفأرة — على جر الفتيلة وهو الشيطان فيستعين وهو — عدو الإنسان عليه — بعدو آخر وهي النار — أعاذنا الله بكرمه من كيد الأعداء إنه رءوف رحيم .