Хадисы об обязанностях мусульманина перед обществом
Любой разумный человек может заметить, что все в нашем мире создано для какой-либо цели. Точно так же и род людской сотворен с определенной миссией. На самом деле, человек не предоставлен лишь самому себе. У него есть множество обязанностей.
Никому не вредить
Ислам запрещает посягать на имущество, жизнь, жилище, свободу и на честь. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить кому-либо вред словами или действиями. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим» (Бухари, «Иман», 4 ,5; «Рикак», 26).
В хадисе сказано:
«Аллах дал вам братьев в подчинение. И тот, у кого на попечении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит — пусть поможет ему» (Бухари, «Адаб», 44; Муслим, «Иман», 38).
Помогать людям
Мусульманин должен быть приветливым и вежливым, помогать бедным, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Не уподобляйтесь неразумным людям, утверждающим: «Мы будем относиться хорошо к тем, кто хорошо относится к нам, и ответим злом тем, кто причинит нам зло». Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло» (Тирмизи, «Бирр», 62).
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:
«Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более — до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание» (Бухари, «Иман», 31; Муслим, «Иман», 205).
Уважение к старшим и милосердие к младшим
Очень важно уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Юноше, который почитает старика из-за возраста, Аллах направит того, кто отнесется с уважением к нему в старости» (Тирмизи, «Бирр», 75).
Мусульманам следует помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Не добьется успеха тот, кто не проявляет милосердия к младшим» (Тирмизи, «Бирр», 5).
В хадисе сказано:
«Того, кто приютил, накормил и напоил сироту, несомненно, Аллах введет в Рай, если этот человек не совершал непростительных грехов» (Тирмизи, «Бирр», 14).
Приветствовать друг друга
При встрече мусульмане приветствуют друг друга. Давать салям – это сунна, а отвечать на него – фард, обязанность. Предпочтительно младшему первым приветствовать старшего, проходящему – сидящего. Приветствие « укрепляет мусульманскую умму.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«У верующего шесть обязанностей перед другим: приветствуй его при встрече; принимай его приглашение; советуй, если он просит об этом; пожелай ему добра, если он, чихнув, восславляет Аллаха (словами «альхамду лиЛллях»); навести его, когда он болен; проводи его в последний путь, когда покинет этот мир!» (Муслим, «Салям», 6; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 68).
Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) однажды спросил: «О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе лучше всего?» Он услышал в ответ: «Наилучшее — если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых» (Бухари, «Иман», 6, 20; Муслим, «Иман», 63).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:
«Пусть вновь прибывший приветствует присутствующих и покидающий выскажет приветствие остающимся. И пусть не превосходит первое приветствие по значимости последнее» (Тирмизи, «Истизан», 15).
При встрече с детьми благочестивый Анас (радыяллаху анху) приветствовал их и говорил: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поступал точно так же» (Бухари, «Истизан», 15; Муслим, «Салям», 15; Абу Давуд, «Адаб», 136).
Не сердиться
Если мусульмане поссорились, они должны помириться вне зависимости от причины ссоры. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней» (Абу Давуд, «Адаб», 47).
Из хадиса следует, что находиться долгое время в обиде или в ссоре считается грехом. Это подтверждается еще и другим хадисом:
«Находиться год в состоянии обиды со своим братом по вере — грех,подобный пролитию крови» (Абу Давуд, «Адаб», 47).
Мирить поссорившихся
Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их его обязанность. В Коране сказано:
«Ведь верующие — братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, — быть может, вас помилуют» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 10).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:
«Лучшим садака является примирение тех, кто в ссоре» («Избранные хадисы», стр. 237).
Навещать близких
Мусульманин должен навещать родителей, родственников и друзей. Важно выбирать удобное для визита время, по возможности сообщив о нем заранее, не утомлять посещением, прилично выглядеть, не входить в чей-либо дом или комнату без разрешения.
Принимать гостей
Гостеприимство является неотъемлемой частью Ислама и занимает важное место в традициях мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угостит своего гостя» (Бухари, «Адаб», 31, 85; «Рикак», 23; Ибн Маджа, «Адаб», 5).
Мусульмане обязаны встречать гостей приветливо и добрым словом, принимать с почестями и угощать, не быть хмурым, не ругать детей, а если гости уходят, провожать их.
Принимать приглашение
Если нет уважительной причины для отказа, следует принять приглашение брата по вере и его угощение. Это укрепляет любовь между мусульманами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если мусульманин позовет вас на свадьбу или куда-нибудь еще, примите его приглашение» (Бухари, «Никях», 74; Муслим, «Никях», 100).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не делал различий между богатыми и бедными. Если его приглашали простолюдины, он принимал приглашение и говорил:
«Худшее из угощений – свадебный пир, куда приглашены только богатые, а нищие — забыты» (Бухари, «Никях», 72; Муслим, «Никях», 107, 108).
Не искать недостатки других
Мусульманин не должен вмешиваться в чужую жизнь, обсуждать недостатки других, злословить. Заметив ошибки брата по вере, следует деликатно исправить его. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тому, кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток в жизни и в Судный День. Аллах поддерживает человека, который помогает своему брату» (Муслим, «Зикр», 38).
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) наставлял: «Вы не станете обладателями крепкой веры до тех пор, пока будете обвинять в своих ошибках других. Поэтому в первую очередь смотрите на себя, исправляйте свои ошибки до того, как посмотрите на других».
Прощать зло
Высоконравственный человек умеет прощать зло и отвечать на него добром. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Бойся Аллаха, где бы и кем бы ты ни был. Зло исправляй добром. Обращайся к людям с хорошим нравом» (Тирмизи, «Бирр», 55; Дарими, «Рикак», 47; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», III, 5).
Посещать больных
Мусульманин должен навещать заболевшего брата, но приходить к больному следует в удобные для него часы, а не во время еды, приёма лекарств или сна. Нежелательно задерживаться у больного. Лучше оставаться у него лишь по его просьбе или когда чувствует, что это присутствие приятно ему. Не смотреть пристально на больного, не выражать жалость, а обращаться с милостью. При этом необходимо воздерживаться от разговоров, которые могут его утомить.
Желательно читать искренне дуа для выздоровления. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Навестивший больного пребывает в Раю до возвращения домой» (Муслим, «Бирр», 39; Малик, «Муватта», 17).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Человек должен благодарить Аллаха за трудности, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме неверия и грехов. В беде может быть сокрыта для тебя польза, а ты и не знаешь. Аллах ведает, что является благом для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле может окажется для тебя добром. Поэтому наилучший путь – проявить смирение перед предопределением и благодарить Всевышнего».
Участвовать в погребальном намазе
Обязанность перед умершим мусульманином – проводить его в последний путь, принять участие в джаназа-намазе и молить Всевышнего об его прощении. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего до кладбища, прочитает погребальный намаз и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой» (Бухари, «Иман», 35).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) говорил: «Разумный человек должен сказать своему нафсу: «У меня есть единственный капитал – моя жизнь. Этот капитал настолько ценен, что даже один ее вздох невозможно вернуть. Все вздохи подсчитаны и убывают». Поэтому используй их во благо и смотри на этот мир так, как будто завтра умрешь. Сохраняй тело от харама и будь богобоязненным».
Желать мусульманину лучшего
Мусульманин должен желать брату по вере того, чего желает себе. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:
«Улыбка брату, призыв к добру, наставление на истинный путь, очищение дороги от камней и стакан воды жаждущему — милостыня от тебя» (Тирмизи, «Бирр», 36).
Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Все происходит по предопределению Аллаха. Кого-то Он сделал богатым, а кого-то бедным, кого-то здоровым, а кого-то калекой, кого-то знающим, а кого-то неграмотным. Гармония этого мира сохраняется именно так. Если ты встретишь простых людей, не унижай их. Не будь горделивым, ведь на их месте мог оказаться и ты, а они — на твоем. Старайся быть с ними скромным, сохраняй человечность и религиозность. Только таким образом можешь обрести счастье. Желаешь спокойствия в этом и будущем мирах – никого не обижай! Если увидишь человека младше себя, скажи: «У него грехов меньше, чем у меня», а если увидишь старше – то скажи: «У него вознаграждений больше, чем у меня. В нем сокрыто много хороших качеств, о которых, быть может, я и не подозреваю». Увидишь ученого, подумай про себя: «У него есть знания, и он спасет себя». А если встретишь знающего меньше тебя, то говори: «Он не знает, поэтому Аллах может простить его». Даже когда повстречается неверующий, подумай: быть может, Аллах одарит его верой, простит, и он чистым предстанет перед Ним. Насколько ты познаешь себя и будешь считать ниже других, настолько твоя степень пред Аллахом возрастет».