«Худайбийское перемирие»

Худайбийский мирный договор был заключен в шестом году по хиджре. Причиной этому послужило следующее.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) намеревался совершить малый хадж — умру. Вместе с ним отправились в путь тысяча четыреста сподвижников. Дойдя до озера Аштат, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) узнал, что все курайшиты и другие племена из близлежащих местностей ополчились против мусульман с тем, чтобы не допустить их в Мекку для совершения умры.

Пророк спросил совета у сподвижников. Абу Бакр сказал: «О, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), ты вышел в путь, намереваясь отправиться к священной Каабе, а не для сражений и не для убийства кого-либо, однако если они встанут у нас на пути, мы будем сражаться!». Когда мусульмане дошли до местности Санийат аль-Мирар, верблюдица Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) по имени Касваъ остановилась и опустилась на колени. Люди сказали, что Касваъ заупрямилась. Пророк возразил им: «Она не заупрямилась, однако ее удерживает здесь Аллах, который удержал и слона Абрахи, отправлявшегося разрушить Каабу! Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, если курайшиты потребуют от меня выполнить любое условие, в коем есть почитание по отношению к Каабе, то я соглашусь выполнить это их требование».

Потом они двинулись дальше, пока не дошли до источника в Худайбийи, в котором было очень мало воды, и те из мусульман, что прибыли туда раньше других, выпили ее, поэтому сподвижники пожаловались Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) на сильную жажду. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вынул стрелу и отдал им, сказав, чтобы они вонзили ее там, где находится источник. Вода начала бить фонтаном так, что хватило всем.

Затем к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) прибыл представитель курайшитов ‘Урва ибн Мас‘уд. Он был изумлен, увидев, как сподвижники возвеличивают и почитают своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). По возвращении он сказал язычникам: «О люди! Мне приходилось встречаться со многими владыками и царями, видел я императора Византии, царя Персии и негуса Эфиопии, но, клянусь Аллахом, не припомню я, чтобы приближенные кого-либо из этих царей относились бы к ним с таким почтением, с каким сподвижники Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) относятся к нему!»

После этого курайшиты отправили к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) Сухайла ибн Амра, чтобы заключить с ним перемирие. Посланник Аллаха согласился записать условия договора, зачитанные Сухайлом, на бумаге. Вместо слов «Бисмиллахи ррахмани ррахим» (С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!), записать которые велел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), Сухайл предложил написать «Бисмика Аллахумма» (С Твоим именем, о Аллах!), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) согласился. А вместо выражения «От Посланника Аллаха — Мухаммада» Сухайл настоял, чтобы написали «От сына Абдуллаха — Мухаммада», и это тоже было принято. Взамен слов «совершить паломничество (умру) в этом году» написали «совершить паломничество (умру) в следующем году».

Сухайл настоял еще на одном условии: «Того из курайшитов, кто перейдет к мусульманам, приняв Ислам, мусульмане должны будут вернуть к нам. Если же кто-нибудь из мусульман придет к нам, отрекшись от Ислама, то мы не будем обязаны возвращать его мусульманам».

Мусульмане возразили: «Субханаллах (Пречист Аллах!), как можно возвращать язычникам того, кто, приняв Ислам, пришел к нам?» Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто-нибудь из нас уйдет к курайшитам, да отдалит его Аллах еще больше, а если кто-нибудь из курайшитов придет к мусульманам и его придется вернуть, то таким Аллах когда-нибудь пошлет облегчение». Зафиксировав все эти условия, обе стороны также заключили договор «о прекращении военных действий между обеими сторонами на десять лет».

Умар-асхаб в растерянности пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и спросил: «О, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), почему же мы, будучи последователями истинной религии, соглашаясь с тем, что они говорят, должны унижаться перед ними?»» В ответ ему Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, я — Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и я повинуюсь Его воле, а Он непременно поможет мне!». Умар пошел к Абу Бакру и рассказал ему обо всем этом. И Абу Бакр ответил ему так же, как и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Вслед за этим был ниспослан аят Корана, повествующий о том, что заключение этого перемирия является явной победой для мусульман.

Пока писцы записывали текст этого договора, к мусульманам пришел искать убежища сын Сухайля Абу Джандаль, который принял Ислам. Сухайла тут же начал требовать: «Согласно заключенному договору верните мне моего сына!» Он взял сына за шею и потащил, а Абу Джандаль в это время кричал: «О, мусульмане, неужели вернут меня многобожникам, которые хотят отвратить меня от моей религии?!» На это Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «О, Абу Джандаль, прояви терпение, и поистине Аллах облегчит и твое положение, и положение других слабых мусульман!»

Когда мусульмане вернулись в Медину, один человек по имени Абу Бусайр, приняв Ислам, сбежал от курайшитов и явился в Медину. Вслед за ним язычники прислали к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) двух человек с требованием вернуть его. Любимый Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в соответствии с договором вернул посланцам Абу Бусайра. Однако когда они вместе с ним уехали из Медины, в пути Абу Бусайр убил одного из них, а другому удалось сбежать от него. Затем Абу Бусайр снова явился в Медину, говоря, что он выполнил заключенный договор. Но Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Ты не оставайся в Медине, уходи в любое другое место». Тогда Абу Бусайр ушел из Медины и обосновался в местности Сайф аль-Бахр. Через некоторое время к нему присоединился и Абу Джандаль, бежавший из Мекки. После этого к ним стали стекаться все принимавшие Ислам мекканцы. Постепенно число их возросло, и они принялись нападать на все караваны курайшитов, отправлявшиеся в Сирию, и захватывать товары. В результате курайшиты сами пришли к Пророку и попросили его призвать этих людей к себе в Медину.

Смысл ниспосланного аята, в котором говорилось, что Худайбийское перемирие — это явная победа мусульман, заключался в следующем: заключение договора о прекращении всяких военных действий между мусульманами и неверными способствовало успеху дела Исламского призыва, так как мусульмане получили возможность свободно встречаться с представителями всех арабских племен, и открыто рассказывать им об Исламе. И разумные люди из язычников, которые действительно стремились к истине, стали принимать Ислам.

Благодаря этому за два года Ислам приняло больше людей, чем за первые девятнадцать лет существования этой религии.

Зухри отмечал: «Худайбийское перемирие фактически являлось самой большой победой мусульман, которую они одержали со дня начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) до заключения этого договора». Обратите внимание, какие хорошие последствия имел этот договор, при заключении которого Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) принял все условия, продиктованные Сухайлом. В этом состоит мудрость заключения такого, казалось бы, несправедливого по отношению к мусульманам договора. Кроме того это является одним из больших чудес Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), который еще раз доказал, что он — истинный Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).

Умар-асхаб и другие сподвижники, которых заключение этого договора привело в растерянность и замешательство, впоследствии поняли, что это была самая настоящая победа мусульман. Умар-асхаб, да будет доволен им Аллах, испытывая угрызения совести за свои слова, которые он высказал Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), раскаявшись, пытался искупить свой проступок с помощью поста, намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это до конца своей жизни.