Жёны Пророка. Хадиджа

Когда Пророкﷺ покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророкаﷺ следуя за достоверным словом учёных. 

Итак, перечислим жен Пророкаﷺ:
  1. Первой Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха.
  2. Савда, разыАллаху анха, онﷺ женился на ней после смерти Хадиджи.
  3. Айша, разыАллаху анха, онﷺ женился на ней в Мекке, встретил в Медине.
  4. Хафса, разыАллаху анха, дочь Умара .
  5. Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Хузаймы .
  6. Хинд [Уммусаляма], разыАллаху анха, дочь Абу Умайи .
  7. Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Джахша .
  8. Джувайрийя, разыАллаху анха, дочь Хариса .
  9. Сафия, разыАллаху анха, дочь Хуяя бину Ахтаба . Она была иудейкой, приняла Ислам до того, как стала супругой Пророкаﷺ.
  10. Умм Хабиба [Рамла], разыАллаху анха, дочь Абусуфяна .
  11. Марият, разыАллаху анха, дочь Шам’уна. Правитель Египта Мукавкис подарил её Пророкуﷺ. Она была христианкой, после прихода Пророкаﷺ приняла Ислам и затем вышла замуж за Пророкаﷺ. Она родила Пророкуﷺ сына Ибрахима .
  12. Маймуна, разыАллаху анха, дочь Хариса .

 

 

Причины, по которым Пророк
взял много жён
До 25 лет Пророкﷺ не был женат. В 25 лет онﷺ отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда онﷺ вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и онﷺ взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророкﷺ жил с Хадиджей. Она была старше Пророкаﷺ на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.
Когда Пророкуﷺ исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророкﷺ не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророкﷺ назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророкуﷺ стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророкуﷺ и сподвижникам, разыАллаху анхум.
Всех остальных жён Пророкﷺ взял с 52 до 60 лет. Онﷺ женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе онﷺ бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы онﷺ следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У негоﷺ не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.
После того, как Пророкуﷺ исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:
قال تعالي في سورة الاحزا ب
52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ] 
Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)
«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами».
В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророкﷺ взял в жёны этих женщин?
  1. Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар   сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
  2.  Во-вторых, Пророкﷺ женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому онﷺ взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророкﷺ выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар   взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
  3. В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророкﷺ заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророкﷺ беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророкﷺ женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха.  После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророкﷺ, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра , они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророкﷺ женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророкаﷺ.
  4. В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророкаﷺ был Зайд ибн Харис . Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророкуﷺ. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророкуﷺ и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророкﷺ, ещё не был посланником. Онﷺ ответил отцу Зайда : «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь». Тот спросил: «Что же это?» Пророкﷺ сказал: «Мы дадим Зайду  право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной». Отец Зайда   согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммадаﷺ. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?!» Зайд   ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммадﷺ, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророкﷺ называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророкﷺ женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророкуﷺ взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
  5. В-пятых, Пророкﷺ взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
  6. В-шестых, этими браками Пророкﷺ устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророкﷺ взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророкуﷺ сына Ибрахима . Пророкﷺ женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророкﷺ взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророкане должны быть нашими пленниками». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.
Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророкﷺ. Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророкﷺ оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфаﷵ? А известная история, которая произошла между Юсуфомﷵ и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?
Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.
Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророкﷺ оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Даудﷵ и Сулейманﷵ исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророкﷺ оставил после себя 9 жён, а у Даудаﷵ и Сулейманаﷵ, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.
Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.
Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.
Браки Пророкаﷺ делятся на два вида:
  1. Те, которые он заключил как простой человек;
  2. Те, которые он заключил как Пророк.
Расскажем про первый вид брака.
Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророкﷺ жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророкﷺ взял, уже будучи Пророкомﷺ, исполняя повеления Аллаха.
Итак, первая супруга Пророкаﷺ — Хадиджа, разыАллаху анха.
Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:
По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророкаﷺ сходятся на общем предке Кусайе.
По матери: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Фатимы, дочери Заиды. Здесь родословная Хадиджи также сходится с родословной Пророкаﷺ на общем предке Луайе.
Из жён Пророкаﷺ только у Хадиджи, разыАллаху анха, родословная пересекается с Пророкомﷺ и по отцу, и по матери.
До брака с Пророкомﷺ Хадиджа, разыАллаху анха, была замужем дважды и оба раза овдовела. Первый её муж – ‘Атик сына ‘Аида, ему Хадиджа, разыАллаху анха, родила дочь Хинд. Второй муж – Малик сын Набаша, которому она родила сына Халата.
Об этом написал шейх Саид-афанди, куддисса сирруху:
До замужества с Пророкомﷺ саййидату курайши (то есть госпожа курайшитов)
Была замужем дважды.
Когда ей исполнилось 40 лет,
Она стала Матерью правоверных.
 
Пророкﷺ сказал в одном из хадисов:

عن أنس بن مالك ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « خير نساء العالمين : مريم بنت عمران ، وخديجة بنت خويلد ، وفاطمة بنت محمد صلى الله عليه وسلم ، وآسية امرأة فرعون »صحيح ابن حبان 
 
«Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана, (мать Исы, алейхи ссалям), Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, и жена Фараона Асия», разыАллаху анхум.  «Сахих» Ибн Хибан.
 
Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, глубокими знаниями, мудростью, пониманием и предусмотрительностью. Она брала на себя трудности и переживания Пророкаﷺ. Пророкﷺ назвал год её смерти «годом печали» из-за того, что после её смерти пострадало дело даавата и из-за того, что он столкнулся с множеством трудностей. Хадиджа, разыАллаху анха, пользовалась уважением среди курайшитов и была самой умной курайшиткой. Как мы уже говорили, ещё до брака с Пророкомﷺ курайшиты называли её Тахира, то есть Чистая. Она не поклонялась идолам и придерживалась религии пророка Ибрахима, алейхи ссалям. Из-за того, что она не ослушалась Аллаха, Он возвысил её и выделил среди других, соединил с Пророкомﷺ и дал им дочь Фатиму, разыАллаху анха. А Фатима, разыАллаху анха, родила Хасана и Хусейна ,  которых называют саййидами Рая. Пророкﷺ назвал дочь Фатимой, проявляя уважение к матери Хадиджи, разыАллаху анха, Фатиме.
 
В одном из хадисов Пророкаﷺ говорится: «Женщину берут в жены по четырём причинам: из-за религии, из-за красоты, из-за родословной и из-за богатства. Женитесь на тех, у кого крепкая религия (то есть на богобоязненных мусульманках), и Аллах наделит вас баракятом».
 
Когда женщина знает Того, Кто её сотворил, она не может не знать о том, что Аллах велел ей в отношениях с мужем. И когда мужчина знает своего Творца, он соблюдает права супруги, которые обязан соблюдать.