Золотые цитаты об уповании на Аллаха
Высказывания, разъясняющие сущность упования…
1. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Желающий быть самым сильным из людей, пусть уповает на Аллаха».
2. У Яхьи ибн Муаза (да будет свята его душа) спросили: «Когда человека можно называть уповающим на Аллаhа?». Он ответил: «Когда он доволен Аллаhом как своим покровителем» /1/.
3. Когда у Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа) спросили о сущности упования, он ответил: «Чтобы в тебе не появлялась склонность к причинам (асбаб /2/), как бы сильно ты ни нуждался в них. И чтобы ты не отдалялся от истины – покоя упования на Аллаhа, как бы ты не прибегал к средствам».
4. Абу Хатам ас-Сиджистани (да будет свята его душа) отмечал: «Как сказал Абу Тураб ан-Нахшаби (да будет свята его душа) условием упования является выполнение телом истинного рабства пред Аллаhом, постоянная связь сердца с Аллаhом, довольство достаточным пропитанием, проявление благодарности Всевышнему за дарованные блага и проявление терпения при их отсутствии».
5. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) сказал: «Упование – это отказ от выбора чего-либо для себя (наиболее подходящего, по собственному мнению, всецело вверяя это Аллаhу) и отказ от какой-либо своей силы и мощи, будучи убежденным в том, что Всевышний Аллаh ведает и видит его состояние».
6. Сахль ибн Абдуллах (да будет свята его душа) говорил: «Упование – это пребывание с Аллаhом так, как Он желает».
7. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) отмечал: «Упование – это очищение своего сердца от всего, что имеет на него какое-либо воздействие, кроме Всевышнего Аллаhа, и отказ от надежды на средства и причины» /3/. А когда спрашивающий попросил дополнить, учёный продолжил: «Это полное подчинение нафса служению Аллаhу и очищение его от претензий на божественные качества».
8. Когда у Абу Абдуллаха аль-Курши (да будет свята его душа) спросили об уповании, он ответил: «Это связь раба со Всевышним Аллаhом во всех состояниях».
9. Когда одного учёного спросили о том, что такое упование, он ответил: «Это осознание того, что всё он получает от Всевышнего Аллаhа» /4/.
10. Абу Дарда (да будет доволен им Аллаh) говорил: «Вершиной веры (имана) является искренность, упование и полное повиновение Господу, Всемогущ Он и Велик».
11. У Абу Язида (да будет свята его душа) спросили: «Что такое упование?». Он ответил: «А сам что скажешь по этому поводу?». Спрашивающий сказал: «Наши друзья говорят, что упование – это если слева и справа от тебя находятся хищные звери и огромные змеи, и это тебя нисколько не беспокоит». Тогда Абу Язид (да будет свята его душа) продолжил: «Да, это близкое к истине определение. Однако если обитатели Рая наслаждаются его благами, а обитатели Ада подвергнуты мучениям его огнем, а для тебя при этом будет разница между этими состояниями, то ты выходишь из упования» /5/.
12. Абу Бакр аль-Варрак (да будет свята его душа) сказал: «Если бы спросили у домогательства, кто его родитель, оно ответило бы, что это – сомнение в предопределенном Аллаhом уделе /6/. Если бы его спросили, каково
его ремесло, оно ответило бы – поиски унижения. Если бы его спросили, каков его исход, оно ответило бы – лишение».
13. Шейх аш-Шазали (да будет свята его душа) говорил: «Если в человеке отсутствует хоть одно из этих пяти качеств, то он не обладает истинной верой: повиновение велениям Аллаhа, довольство Его предопределениями,
оставление всего на Творца, упование на Господа и проявление терпения в самом начале постижения бед».
14. Сказано: «Обладатель покорности (таслим) довольствуется тем, что Аллах знает о его состоянии, а тот, кто всецело полагается на Аллаха (тавфиз) – доволен Его предопределением».
/1/ Что все его дела творит и исполнят лишь Аллаh.
/2/ Здесь имеется в виду работа, какое-либо занятие, физическая активность с целью добыть пропитание.
/3/ Быть уверенным в том, что всё творит Аллаh, а средства сами по себе не имеют никакого веса. И всё, что он получил, – от Аллаhа.
/4/ Осознание того, что средства и причины сами по себе не дают ничего и уверенность в том, что всё то, что он получает, исходит от Аллаhа.
/5/ Для раба не должно быть разницы в том, куда Аллаh его введет в Рай или Ад, во всём он должен полагаться на Аллаhа. Он, потеряв всякий выбор для себя, должен быть словно мертвец перед омывающим.
/6/ Потому что если бы жаждущий чужого имущества человек уповал на Всевышнего Аллаhа и знал, что кладези Господа переполнены и не исчерпаются, сколько бы Он ни отдал другим, то не домогался бы чужого имущества, ведь то, что у Аллаhа, — достаточно всем.