Выступление Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман на IV Общероссийской научной конференции

С Основным докладом на IV Общероссийской научной конференции «Внутренний диалог в Исламе: реальность и перспективы», состоявшейся 27 ноября 2018 г. в г. Казани, выступил Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман.

 

 

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على أله و اصحابه الطيبين الطاهرين اجمعين

Высокое собрание!

Мира Вам, милости от Всевышнего Аллаха и Его блага!

Приветствую Вас на земле гостеприимного Татарстана.

 

 

В теории, Ислам это религия Единобожия и религия единства. Цель посланнической миссии Пророка Мухаммада заключалась в том, чтобы возвестить человечеству весть о том, что нет иного бога кроме Одного, Единственного, Всемогущего и Всевышнего Творца, который известен нам как Аллах, что все посланники и пророки, приходившие в этот мир являлись Его пророками и посланниками, наконец, все ниспосланные книги являлись Его книгами. Всевышний Аллах, направляя того или иного посланника или пророка, вел с ним напрямую или через посредника, диалог. Целью миссии Ислама было преодоление различного рода факторов разъединения и утверждения принципа братства между детьми рода Адамова. По мере утверждения Ислама как заключительной и в то же время обобщающей все предыдущие пророческие миссии, религии, возрастала роль диалога. Диалог это умение понимать друг друга. На индивидуальном уровне шел и по сей день идет диалог верующего с самим собой. На общественном уровне продолжается диалог Ислама ведется с другими религиозными традициями в совокупности и этот процесс известен под названием межрелигиозный диалог. Ведется диалог с отдельными религиозными традициями, такими как иудаизм и христианство. Проводится диалог с миром науки. Диалог в Исламе ведется не только снаружи, с внешним миром, но и внутри самого себя. Речь идет о внутреннем исламском диалоге.

Ислам как религиозная традиция зиждется на плюрализме мнений, выражением которых является богословские (известные как матуридизм и ашъаризм) и правовые школы (такие как ханафитская, шафиитская, маликитская и ханбалитская школы или мазхабы). Кроме того, существует и внутриисламское политическое разделение (это Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаъа и Шиъа). Все эти богословские и правовые школы, и даже политические объединяет единая основа и это Единобожие и пророческая миссия Посланника Аллаха господина нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Сам Ислам пропитан духом богословского плюрализма. Даже в одном мазхабе могут существовать различные взгляды и мнения. Классический пример это Величайший имам Абу Ханифа и его ученики.

Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан подготовил к открытию нашей конференции новый перевод классического труда имама Абу Ханифы (да пребудет он в милости Аллаха!), «Учитель и ученик». И это не случайно…

Известно, что в зависимости от того или иного фактора, ситуации и прогноза одна и та же проблема могла разрешаться не одним и не двумя методами. Говорят, что к одному хазрату пришел сосед и попросил помочь в разрешении ситуации. Хазрат посоветовал. Вслед за ним к нему приходит другой прихожанин и просит ответ на тот же самый вопрос, что задал его предшественник. Хазрат ответил уже по-другому. Абыстай или супруга хазрата, став свидетелем этой ситуации, выразила свое мнение и удивление тем, что двум прихожанам на одинаковую ситуацию хазрат нарисовал совершенно–разные схемы выхода из ситуации. На что хазрат ответил, что точка зрения супруги тоже верная и имеет право на существование. Этот простой житейский пример показывает многообразие и в то же самое время единство исламской мысли. Развитие богословской мысли явление позитивное. Почему вдруг понадобился внутренний диалог между самими мусульманами. Все создано попарно, если есть позитив, то существует и негатив. Без шайтана, сатаны, лукавого и здесь не обошлось. Развитие богословских и правовых, не говоря уже о политических школах в Исламе, не всегда шло гладко. Первоначальный принцип братства, взаимоуважения и поддержки ученых мужей друг друга, сменился периодом разделения, упреком и взаимных обвинений. В результате, последствия геополитической катастрофы мусульманского мира после падения Багдада в 13 веке дает знать о себе по сей день. В Большой Омеййадской мечети Дамаска можно увидеть четыре минбара для представителей четырех мазхабов. Но здание мечети одно. Чтобы здание было крепким, не ветшало, не разрушалось и понадобился внутренний диалог в Исламе. Приведу хрестоматийный пример. Имам аш-Шафии (да пребудет он в милости Аллаха!), исполняя утреннюю молитву рядом с могилой Величайшего имама Абу Ханифы, оставлял совершение Кунута, который в его мазхабе является подтвержденной сунной, в знак уважения имама Абу Ханифы (да пребудет он в милости Аллаха!) . Это ли не пример уважения одним величайшим ученым мужем другого? Руководством тех, кто стояли у основ оформления богословских школ, являлся принцип, выраженный в следующих словах: «Наш мазхаб – это правда, но с вероятностью ошибки, и мазхаб других – это ошибка, но с вероятностью оказаться правдой». Этот принцип позволял развивать богословскую мысль, но и позволял сохранять внутриобщинный мир. Названия «ханафит», «шафиит», «маликит», «ханбалит» не являлись привязкой к фактору разъединения, но подчеркивали принадлежность к богословской школе. Ведь прежде всего, все помнили и знали о том, что они являются составной частью единой общины, о которой Сам Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

(21:96),

а те единицы, что составляют эту единую общину, были наречены мусульманами:

                                             هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِن قَبْلُ

(22:78),

Известный исторический факт: наши деды до событий 1917 г. и еще долгое время после них, когда их спрашивали о национальной принадлежности, на чистом татарском языке отвечали «Әлхәмде лилләһи шөкер, мөселманмын” (Слава Аллаху и благодарение Ему, я – мусульманин).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!).в день прибытия в Медину побратал сподвижников и объединил представителей разных племен и наций. Что случилось потом? А потом произошел разлад между мусульманами на самом низовом уровне. Начались взаимообвинения, распри, дело доходило до далеко небогословских столкновений. Закончилось все это также и оформлением раскола мусульманского мира по политическому вопросу. Эта ситуация привела мусульманский мир к еще более страшной проблеме: возникновению ереси безмазхабничества. Эта ересь в условиях того или иного времени видоизменялась. Порождением этой самой ереси безмазхабничества в наши дни является ИГИЛ* (запрещена на территории РФ). Развитие знания, возможность получения информации становилось не только позитивным явлением, но и несло в себе негативный заряд. Ведь разделение на множество течений происходило, как сказал Сам Всемогущий Аллах, только после достижения знаний и информации. Известный хадис, который сам стал предметом споров, гласящий «Воистину, Сыновья Израилевы разделились на 71, христиане – на 72 течения. Моя же умма разделится на 73 течения; только одно из них попадет в Рай, остальные же отправятся в Ад», по сей день показывает видимую часть ситуации на богословском фронте планеты. Конференция у нас казанская, проходит в столице РТ. Не возможно не сказать и о нас самих. Мы татары тоже не избежали этой беды. Споры, попытки разделения мусульманского сообщества на сторонников кадимитской модели и джадидистов то и дело вспыхивают в умах и публикациях.

Эта одна часть, деталь, составляющая понятие внутреннего диалога в Исламе, его необходимости. Есть и другие.

Например, вопрос сближения мазхабов. Зачастую под этим подразумевается преодоление разногласий между суннитами с одной стороны и шиитами с другой. И с той и с другой стороны, авторитетными учеными и главами общин, порой делаются достаточно сильные, грамотные заявления, выносятся богословские решения, способные положить конец вековому недоверию, но всякий раз процесс сближения, который на самом деле я бы назвал, процессом фиксации красных линий, стараниями незаинтересованных в единстве мусульман сторон, искусственно возвращается в начальную точку.

Или вот другой, очень важный для нас, мусульман РФ, вопрос. Это функционирование механизма внутреннего диалога в условиях светского государства, коим является РФ. В условиях нашего времени только светский характер государства дает возможность нормальной деятельности институтов духовного руководства и развития религиозной мысли. Слава Аллаху, в условиях светского государства существует понятие правового поля. Светский закон регулирует очень важную для самих мусульман ситуацию. В чем она заключается? Поясню. Известно, что вместе с развитием мусульманской мысли параллельно возникло течение, в корне противоречащим принципам и канонам Ислама. При этом оно всегда прикрывалось Исламом, использовало мусульманскую символику и терминологию. Шло время и это течение трансформировалось во множество похожих друг на друга течений, направлений и идеологий, которые расходятся с традиционным, каноническим классическим Исламом. От того, что эти течения именуются по-разному, враждуют не только с традиционным Исламом, но и друг с другом, суть не меняется. В условиях светского характера государства и общества подобного рода явления получают правовую оценку в свете их деятельности. Поэтому не удивительно, что частично, эти течения, группировки, организации находятся вне правового поля, их деятельность на территории РФ запрещена. Однако не все из подобных течений открыто заявляют о своем неприятии природы государства и общества, но при этом они продолжают свою вредоносную деятельность и пытаются раскалывать мусульманскую умму. В условиях светского государства течения, не подпадающие под определение традиционного Ислама, действуют, в большинстве случаев, достаточно грамотно с точки зрения закона.

Как быть в подобной ситуации?

Как выстраивать работу со сторонниками подобных течений?

Возможны ли взаимные уступки?

Где разумные и допустимые границы этих взаимных уступок?

Как разрешить непреодолимые различия?

Можно ли их вообще разрешить?

От разрешения сегодняшней ситуации зависит не только развитие мусульманской уммы РФ, мусульманских республик, но и само будущее всего общества.

Сложившееся положение схоже с правовой загадкой, приводимой в ханафитских трудах (الذخائر الأشرفية في ألغاز الحنفية) напомню ее вам, есть волк, есть овца и есть сено, лодочнику необходимо перевезти их через реку на не вмещающей их всех лодке, и при этом сохранить всех в целости. Как быть, ответ простой: перевезти сначала овцу, оставить ее на другом берегу, затем перевезти сено, оставить ее и взять с собой овцу, оставить ее, но забрать волка, затем оставив волка с сеном возвратиться за овцой.

Пессимизм не от Ислама и ему в Исламе нет места.

Наша конференция проходит в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Председателем группы, Президентом РТ Рустамом Нургалиевичем Миннихановым ведется огромная работа, приносящая сейчас добрые плоды и закладывающая здоровую основу на долгие годы, даст Аллах.

В РТ успешно функционирует БИА, в стенах которой в мире и согласии, взаимопонимании и взаимоуважении учатся последователи двух основных мазхабов страны: ханафиты и шафииты, цель у которых одна: укрепление основ традиционного Ислама.

РФ находит общий язык в исламском мире со всеми, будь –то КСА и ИРИ, Главой Палестины и движением ХАМАС, законным правительством Афганистана и движением ТАЛИБАН…

Целью любого диалога является не односторонние уступки, но разумное признание того, что может сослужить укреплению духовного и иного единства.

Известный татарский богослов в Муса Дж. Бигиев, чья деятельность с точки ученых того и нынешнего времени, оценивается, разумеется, диаметрально противоположно, в начале прошлого сказал: «Мы признаем свободу каждого индивида, неприкосновенность всякого высказывания, всякой мысли и любого мазхаба. Мы не стремимся к единству идей, ни к единству мазхабов. В действительности, мы стремимся к объединению общины и к единству сердец. Основа всех основ в Исламе, на самом деле, это единство Творца, Единого Бога. Не требуется единство мыслей и основ идей, наоборот, расхождение основ идей является естественным. Разнообразие обычаев, способов и средств жизни, путей методов мышления является широчайшей милостью. Запрещается на самом деле и является вредной взаимная вражда. Сегодня умма должна удалить взаимную вражду». Эти актуальными по сей день словами и пожеланием, испрашивая милости и благословения Аллаха на наше собрание, закончу свое выступление вас – саламу алейкум.