3 способа приблизиться к Богу
Так устроен человек, что он испытывает естественную потребность быть ближе к своему Создателю – Всевышнему Творцу. Эта потребность присуща каждому из нас, вне зависимости от уровня религиозности, и даже у тех, кто не признаёт Бога. Не признавать Господа, и в тоже время испытывать потребность в Нём – не это ли худшее наказание, на которое обрекает себя заблудший раб Божий?
В тоже время Создатель всегда близок к Своим рабам, близок чем кто-либо иной. Он знает обо всех наших помыслах, даже самых потаённых, в любое время дня и ночи, в любой точки пространства. Он близок к нам и двери Его милости всегда открыты. Нужно лишь обратиться к Нему и Он ответит.
Но порой человек сам отдаляется от Божьей милости. И если вы почувствовали своё отдаление от Господа, проанализируйте свои поступки, приведшие вас к такому печальному итогу. И постараетесь найти пути приближения к Аллаху, чтобы вновь почувствовать Его близость. Таких путей множество. Расскажем о трёх из них.
Намаз (молитва)
Посланник Божий – Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) изрёк:
«Намаз – это опора религии, тот, кто оставил его, разрушил религию» (хадис привёл аль-Байхаки). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (привёл имам Ахмад).
Намаз первое, что будет спрошено с человека на том свете. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными.
Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Всевышним. Известно, что все религиозные обязанности были доведены до человечества Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллам), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Богом и Его Посланником (саллаллаху аляйхи ва саллам). Особенностью намаза является то, что Господь, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам), Сам, без посредников, одарил его и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Божий (саллаллаху аляйхи ва саллам) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью.
Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом? Согласно изречению Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам)
«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (привёл имам Муслим).
Дуа (мольба)
Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي وَلْيُؤْمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«Если Мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне (покорностью) и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути» (186 аят суры «аль-Барака»).
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ…
«И ваш Господь сказал: «Обращайтесь ко Мне (с мольбами), и Я отвечу вам…» (60 аят суры «Гафир»).
Эти аяты нам поясняет, что дуа является велением Господа, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. И поэтому Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:
«Поистине, дуа – это поклонение» (привели Абу Давуд, Ибн Маджа, Ибн Хиббан).
Аллах любит, когда его просят, потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Всевышним и признаёт Его власть и господство.
Помощь людям
Близость к Богу не означает отдалённость от людей. Отшельничество – не путь истинного раба Божьего. Напротив, близость к людям, помощь в разрешении их проблем и нужд, является свидетельством близости к Творцу.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) отмечал:
«Всевышний помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере» (привёл имам ат-Тирмизи).
Проявляя уважение к людям, мы возвеличиваем Господа. Благодаря уважению уверовавший достигает степени истинной богобоязненности (таква).
О приближении к Богу посредством помощи людям свидетельствует следующий хадис:
Поистине, Всемогущий и Великий Аллах скажет в Судный день: «О сын Адама, Я болел, но ты не навестил Меня».
(Человек) ответит: «Господи, как же я мог навестить Тебя, ведь Ты — Господь миров?!»
(Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а если бы ты его навестил, то нашёл бы у него и Меня? О сын Адама, Я просил, чтобы ты накормил Меня, но ты не накормил Меня».
(Человек) ответит: «Господи, как же я мог накормить Тебя, ведь Ты — Господь миров?»
(Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его? Но ты не накормил его. И разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня? О сын Адама, Я просил тебя напоить Меня, но ты не напоил Меня».
(Человек) ответит: «Господи, как же я мог напоить Тебя, ведь Ты — Господь миров?!»
(Аллах) скажет: «У тебя просил воды такой-то раб Мой, но ты не напоил его. Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?» (привёл имам Муслим).