Досточтимая Маймуна Бинт Харис

Маймуна бинт Харис (радыяллаху ‘анха) удостоилась чести стать последней женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) и матерью всех правоверных… Счастливица, которая сама изъявила желание стать женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), и желание которой исполнилось… Этот брак остался в памяти каждого мусульманина как напоминание о первом беспрепятственном вхождении в Мекку Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам) через семь лет после хиджры… Мяймуна была сестрой Зайнаб бинт Хузейма (радыяллаху ‘анхума) по матери… И последней из жен Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам)…

Она принадлежала к Мекканскому роду Бани Хиляль. Ее настоящее имя было Барра, но позже Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) поменял его на Маймуна. Это имя стало напоминанием, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) вместе со своими асхабами впервые после хиджры безопасно и уверенно вошел в Мекку. Ее матерью была Хинд бинт Ауф ибн Зухейр ибн Харис, которая пользовалась большим уважением среди народа. Ее называли «самой везучей из всех старух». Ведь именно она выдала всех своих дочерей за самых выдающихся и известных людей того времени.

Из всех сестер Маймуны (радыяллаху ‘анха) было три, которых Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам) ласково называл «сестрами-мусульманками»Зайнаб бинт Хузейма(радыяллаху ‘анха) была замужем за Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), Уммуль-Фадль Любабатуль-Кубра – за Аббасом (радыяллаху ‘анхума) и Асма бинт Умайс (радыяллаху ‘анха) – за Джафаром ибн Абу Талибом. Другие ее сестры: Сальма бинт Умайс была женой досточтимого Хамзы и матерью досточтимого Халида ибн Валида, Любабатуль-Сугра была замужем за Валидом ибн Му’ирой, Асма бинт Харис – за Убайем ибн Халяфом и Азза бинт Харис – за Зиядом ибн Абдуллахом. Все они были выдающимися и известными людьми своего времени. За свои заслуги, геройство и отвагу они пользовались всеобщим уважением.

До прихода Ислама Маймуна бинт Харис была замужем за Мас’удом ибн Амром ибн Умейром ас-Сакафи. Потом, разведясь с ним, она вышла замуж за Абу Рухума ибн Абдилузза. После его смерти она осталась вдовой. И с того времени ее сердце загорелось желанием. Она не хотела теперь выходить замуж ни за кого, кроме Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам).

Она прекрасно понимала, какой честью являлось быть женой самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). И желание удостоиться этой чести, как зернышко любви, было заронено в самую глубину ее сердца. Ее душа пылала. Желание «стать женой Посланника Аллаха и матерью всех правоверных» стало для нее заветной мечтой. Но она, как женщина, не могла говорить об этом открыто. Ища выход из этой ситуации, она решила раскрыть свою тайну близкому человеку, сестре Уммуль-Фадль, которая всегда могла правильно понять ее. Она рассказала ей о своей любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам).

Уммуль-Фадль, желая, чтобы чувства ее сестры нашли взаимность, сразу начала действовать. Она рассказала об искренних намерениях и желании Маймуны своему мужу досточтимому Аббасу (радыяллаху ‘анху). И тот без промедления отправился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). Когда он предстал перед Гордостью вселенной (саллаллаху алейхи ва саллам), то рассказал ему о Маймуне и ее душевных переживаниях. Раскрыв ее любовь к нему, он добавил, что она вдова.

Аббас (радыяллаху ‘анху) сказал о ее благонравии и превосходных качествах, о том, что, взяв ее в жены, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) останется доволен. Он выразил готовность сам заключить между ними этот брак, показывая тем самым, что он, будучи родным дядей Посланника, очень желает, чтобы они с Маймуной поженились.

Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам) относился к своим дядям с особой любовью и уважением. Он не мог отказать им в том, чего они желали. Поэтому на настоятельные просьбы его любимого дяди жениться на Маймуне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) решил ответить согласием. Когда эта новость дошла до Маймуны (радыяллаху ‘анха), она была счастлива. В тот момент она была верхом на верблюде. Когда ей сказали, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) хочет к ней свататься, она слезла с верблюда и сказала:

«И этот верблюд, и та, которая верхом на нем, отныне принадлежат Посланнику Аллаха», – выразив так свою радость и удовлетворенность. В другом же предании говорится, что Маймуна (радыяллаху ‘анха), просто подарила себя Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). Относительно этого снизошел следующий аят Священного Корана:

«О Пророк! Воистину, Мы дозволили тебе [брать в] жены тех [женщин], которым ты уплатил их вознаграждение, твоих невольниц, дарованных тебе Аллахом, дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые выселились [в Медину] вместе с тобой, а также верующую женщину, если она по доброй воле выходит за Пророка [и] если Пророк хочет жениться на ней. [Последнее] дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им (т. е. остальным верующим) относительно их жен и невольниц, [исключение сделано для тебя], чтобы ты не чувствовал неудобства. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб, 33/50).

Маймуна (радыяллаху ‘анха) стала женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) матерью правоверных таким образом:

«В шестом году хиджры Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) захотел совершить умру. Но Курайшиты не позволили ему войти в Мекку в тот год. Тогда с ними было заключено соглашение, известное как соглашение при Худайбии, что на будущий год они позволят мусульманам оставаться в Мекке целых три дня. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) вернулся в Медину.

Через год в месяце Зилькада Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) вышел из Медины, чтобы совершить умру. Согласно договору, Курайшиты освободили территорию Мекки, чтобы мусульмане смогли свободно совершить обряды паломничества. Мекканцы разбили у въезда в город шатры и стали ожидать прибытия Пророка.

Прежде всего, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) отправил жертвенных животных. Потом, сев верхом на своего верблюда по кличке Касва, он вместе с сахабами выдвинулся со стороны Марруззахрана в Мекку. Достигнув Мекки, он совершил обход вокруг Каабы, сидя верхом на верблюде. Совершил са’й – ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Затем он сделал жертвоприношение животных. Завершив умру, обрил голову наголо и разоблачился из одежд паломника.

Три дня прошли очень быстро. Но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), не желая осложнения отношений с мекканцами, должен был держать свое слово. Но больше всего ему хотелось, чтобы их отношения стали теплыми и дружественными. Предложение его дяди досточтимого Аббаса (радыяллаху ‘анху) жениться на Маймуне как раз совпало с этим событием. Желая выполнить просьбу дяди и воплотить то, к чему он стремился, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) принял это предложение. Он видел в этом возможность для себя склонить продолжавших оставаться в неверии Курайшитов к Исламу.

На утро четвертого дня пребывания мусульман в Мекке предводители Курайшитов послали к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) Сухайля ибн Амра. Он напомнил им о договоре, заключенном год назад при Худайбии. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил:

«Да, это так… Но позвольте нам остаться еще на день. Ибо я желаю жениться на одной из ваших женщин. Я беру в жены Маймуну. Было бы хорошо, если мы организуем свадьбу здесь, чтобы и вы могли присутствовать на ней…»

На это парламентарии Курайшитов сказали: «Нет, мы не согласны. Нам незачем присутствовать на твоей свадьбе. И немедленно убирайтесь из Мекки». Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ничего не оставалось, как ответить: «Вы имеете на это право» – и велеть сахабам собираться.

Уже к вечеру их не было в городе. Собрав все вещи, сахабы выехали за пределы Мекки. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) приказал разбить лагерь вблизи Тан’има, в местечке под названием «Сариф». В Мекке он оставил своего вольноотпущенного раба Абу Рафи’а, чтобы тот привез Меймуну (радыяллаху ‘анхума). Вскоре тот прибыл с Маймуной. В честь бракосочетания было организовано большое пиршество. Таким образом, в седьмом году хиджры в месяце Шавваль состоялась последняя свадьба Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам).

Ее имя «Барра» было изменено именно тогда. В ознаменование того, что спустя долгие семь лет после хиджры мусульмане впервые беспрепятственно вступили на Священную Землю, ей дали новое имя «Маймуна». С того самого дня матушку нашу стали называть этим именем.

Разрешение жениться, которое было дано Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) свыше, с женитьбой на Маймуне было исчерпано. Об этом говорилось в аяте:

«Отныне и впредь тебе не дозволено [брать новых] жен, а также заменять [прежних жен] другими, если даже ты очарован их красотой, за исключением твоих невольниц. Аллах ведь следит за всем сущим» (аль-Ахзаб, 33/52).

Маймуна (радыяллаху ‘анха) была очень добродетельной женщиной. Она очень любила дарить рабам свободу. Восхищаясь именно этим ее качеством, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) нередко говорил ей: «Пусть Аллах сполна воздаст тебе за это».

Иногда она брала деньги в долг, чтобы пожертвовать на чьи-то нужды. Передается, что однажды она взяла в долг большую сумму денег. Когда ее спросили: «О мать правоверных! Как вы не боитесь брать в долг такую большую сумму денег? Как вы собираетесь возвращать ее?», она ответила словами, которые слышала от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам):

«Если кто-то берет в долг с намерением возвратить его, тому в этом поможет Сам Аллах».

Айша (радыяллаху ‘анха) говорила: «Маймуна была самой добродетельной и богобоязненной из нас и самой обходительной со своими родственниками».

Маймуна (радыяллаху ‘анха), которая прожила с Солнцем обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам) четыре счастливых года, передала около 46 его хадисов. Вот один из них:

Маймуна (радыяллаху ‘анха) передает: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) совершал земной поклон, он так широко расставлял локти, что сзади можно было видеть белизну его подмышек. Когда же он сидел, то садился на левую голень».

Известно, что она передала много хадисов, касающихся женских тем. Так Абдуллах ибн Шаддад (радыяллаху ‘анху) говорил, что слышал, как Маймуна сказала: «Бывало, что иногда во время месячных, когда мне нельзя было совершать намаз, я лежала рядом с ковриком, где совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), и нередко края его одежды задевали меня».

Маймуна (радыяллаху ‘анха) стала последней женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). В 51 году хиджры, когда ей было восемьдесят лет, возвращаясь из хаджа, она заболела. Она пожелала, чтобы ее скорее вывезли за пределы Мекки, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал ей, что она умрет за ее пределами. Когда они достигли местечка «Сариф», что близ Тан’има, душа покинула ее. Именно там, где был заключен ее брак с Солнцем обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллам).

Намаз-джаназа у ее могилы совершил ее племянник Абдуллах ибн Аббас (радыяллаху ‘анху). Ее похоронили там же, в Сарифе. Когда ее тело несли на кладбище, Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) попросил: «Будьте аккуратней. Не трясите и не расшатывайте ее, соблюдайте адаб. Ведь она ваша мать».

Пусть же Всевышний Аллах не оставит нас без заступничества нашей матушки Маймуны. Аминь.