4 столпа, на которых держится мир

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аллах Та’аля украсил небосвод тремя вещами: солнцем, месяцем и звездами, а землю обогатил учеными мужами, которые совершают свои деяния, сообразно знаниям, благодатным дождем, придающим жизненные силы всему живому, а также справедливыми правителями». Известны слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что «в Судный День измерят чернила, которые были использованы учеными при создании сочинений, и кровь, пролитую шахидами, и мера чернил и крови будет равна».

Одно утро, которое было посвящено приумножению знаний, перед Всевышним превыше сотни утренних дней, прошедших без учения. Отправившегося в мир знаний юношу будет постоянно сопровождать добрый ангел, который доставит ему радостную весть об уготованном месте в раю.

Скончавшемуся во время учебы человеку до самого Судного Дня будут передаваться знания, ангелы продолжат просвещать его и в могиле. Хазрати Али говорил: «Человек оценивается по мере своих знаний».

Мир держится на четырех столпах: познаниях ученых мужей, справедливости правителей, богобоязненности уверовавших и щедрости подающих. Во всех мировых религиях превыше всего ценятся четыре качества: ученость, благочестие в вере, святость и верность аманату.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Приумножайте ваши знания, ученость перед Аллахом Та’аля почитается как святое деяние».

В действительности, человек не воспринимает и настороженно относится ко всему, о чем не имеет представления и, наоборот, когда он начинает изучать предмет, углублять свои познания об этом предмете, у него растет интерес к нему. Обучение наукам окружающих, участие в научных дискуссиях равнозначно принесению себя в жертву на путях веры. Преподавание наук подобно раздаче милостыни. Человек просвещенный отличает дозволенное от недозволенного, ‘ильм указывает дорогу в рай. Знания придают силы во время горя и несчастья, предостерегают от опасностей, приумножают смелость, становятся собеседником в одиночестве, открывают пути к радости и счастью и являются преградой несчастьям.

Перед лицом своих друзей обретаешь величие. Твои знания превращаются в оружие против твоих врагов и недоброжелателей. Своей ученостью ты достигаешь высот святости. Благодаря глубоким познаниям тебя признают и почитают великие личности. А самое главное ты становишься все преданнее Аллаху Та’аля, имеешь знания о Шариате, не знаешь что такое голод, имеешь добротное жилье и одеяния и все это благодаря обретенным знаниям.

После кончины ученого в наследство ученикам остаются книги и труды, перо и чернильница, а в раю ему уготовано место. Познания словно полноводная река. Философия – безбрежное море. Ученые и философы бороздят его бескрайние просторы. Если желаешь поучать ближнего, сначала усвой науки. Человек образованный должен быть и нравственным. Нравственность – одна из граней ума. Ум и нравственность способствуют величию личности, однако эти качества не передаются по наследству.
Когда у Лукмана хакима спросили: «Откуда в вас столько нравственности и приличия?» Хаким, подумав, ответил: «Всю жизнь я извлекал уроки из безнравственности и дремучего невежества неучей, всячески остерегался быть похожим на них!»

Древние утверждали, что вся ценность ума заключена в нравственности, достоинство богатства в щедрости, а достоинство силы в смелости и самоотверженности.

Из книги Каюма Насыри «Фавакихуль джулюса» («Плоды для угощения собеседника»).