Ибн Батута – путешествие длиною в жизнь

Его имя Му­хам­мад бин Аб­дал­лах бин Му­хам­мад  бин  Иб­ра­хим ат-Танд­жи, бо­лее из­вест­ный как Ибн Ба­ту­та. Ро­дил­ся он в се­ле­нии Тан­жи, воз­ле Фе­са, в 703 го­ду по хидж­ре, что со­от­вет­ст­во­ва­ло 1304 го­ду по гри­го­ри­ан­ско­му ле­то­ис­чис­ле­нию, в ме­сяц  рад­жаб.

Его отец  Аб­дал­лах ал-Ла­ва­ти был ка­ди (судь­ей), сы­на счи­тал сво­им пре­ем­ни­ком, по­это­му Ибн Ба­ту­та  с ма­лых лет знал на­из­усть Ко­ран. По­ми­мо это­го, Ибн Ба­ту­та обу­чил­ся ре­ли­ги­оз­ным на­укам, ли­те­ра­ту­ре, по­э­зии. Рос он чи­с­тым и бла­го­род­ным юно­шей, в пол­ной люб­ви к зна­ни­ям и ува­же­нии к уче­ным. Но по во­ле Все­выш­не­го, Ибн Ба­ту­та так и не уг­лу­бил­ся в юрис­пру­ден­цию, его силь­но влек­ло к пу­те­шест­ви­ям и стран­ст­ви­ям.

И вот, в воз­рас­те  двад­ца­ти двух лет, в 1325 го­ду Ибн Ба­ту­та на­ме­ре­ва­ет­ся к пер­во­му сво­е­му боль­шо­му пу­те­шест­вию, па­лом­ни­чест­во к До­му Ал­ла­ха в Мек­ке и к мо­ги­ле свя­то­го про­ро­ка в Ме­ди­не. Пред­на­ме­рен­но мо­ло­дой па­лом­ник вы­хо­дит в путь не с ка­ра­ва­ном па­лом­ни­ков, как это бы­ло при­ня­то де­лать, а со­всем с не­зна­ко­мым ему ка­ра­ва­ном пут­ни­ков и тор­гов­цев. Та­ким об­ра­зом, в пу­ти он ко­чу­ет то с од­ним ка­ра­ва­ном, то с дру­гим,  да­бы не про­пус­тить са­мых ин­те­рес­ных мо­мен­тов бы­та лю­дей но­вых зе­мель, их за­ня­тий и их са­мо­быт­нос­ти.

Во вре­мя пу­те­шест­вия Ибн Ба­ту­та об­на­ру­жил для се­бя ин­те­рес­ную за­ко­но­мер­ность. Каж­дый пут­ник, от­но­сясь к то­му или ино­му клас­су, ос­та­нав­ли­вал­ся по­гос­тить у дру­зей из сво­е­го же со­сло­вия, к при­ме­ру, фи­ло­ло­ги ос­та­нав­ли­ва­лись у сво­их дру­зей фи­ло­ло­гов, за­ко­но­ве­ды ос­та­нав­ли­ва­лись у сво­их дру­зей за­ко­но­ве­дов, куп­цы у куп­цов. Ког­да Ибн Ба­ту­ту пред­ста­ви­ли как мо­ло­до­го за­ко­но­ве­да он без­ум­но был счаст­лив и до­во­лен этим. С то­го са­мо­го мо­мен­та, мо­ло­дой пут­ник ос­та­нав­ли­вал­ся на ноч­лег толь­ко в до­мах ува­жа­е­мых за­ко­но­ве­дов и юрис­тов.

Вклад Ибн Ба­ту­ты

ibnbattuta

В сво­их пу­те­шест­ви­ях Ибн Ба­ту­та об­на­ру­жил един­ст­во му­суль­ман­ской ум­мы . Ког­да он вы­хо­дил в пер­вый свой путь де­нег у не­го бы­ло не­мно­го, но бла­го­да­ря брат­ст­ву, бла­го­склон­нос­ти к пут­ни­кам и под­держ­ке мно­гих не­зна­ко­мых ему лю­дей он смог во­пло­тить в ре­аль­ность свои са­мые со­кро­вен­ные меч­ты пут­ни­ка – по­смот­реть мир. Пред­ставь­те се­бе, пер­вое па­лом­ни­чест­во Ибн ба­ту­ты за­ня­ло  ров­но двад­цать че­ты­ре го­да. В этот пе­ри­од вре­ме­ни пу­те­шест­вен­ник по­бы­вал в  Ма­рок­ко, в Ал­жи­ре, в Траб­лу­се, в Егип­те, от­ту­да он на­пра­вил­ся в Па­лес­ти­ну, Ли­ван, Си­рию и Хид­жаз (ара­вий­ский по­лу­ост­ров), где со­вер­шил хадж (па­лом­ни­чест­во). Из Мек­ки он на­пра­вил­ся в Ирак, Иран и окрест­нос­ти Ана­до­лу. Че­рез год он вер­нул­ся и со­вер­шил свое вто­рое па­лом­ни­чест­во. За­тем, Ибн Ба­ту­та от­пра­вил­ся в Йе­мен, от­ту­да в вос­точ­ную Аф­ри­ку и сно­ва че­рез Ам­ман и Бах­рейн вер­нул­ся в Мек­ку, где со­вер­шил ри­ту­а­лы хад­жа.

Пос­ле оче­ред­но­го па­лом­ни­чест­ва Ибн Ба­ту­та на­пра­вил­ся в Ин­дию, Ха­ра­сан, Тур­кис­тан, Аф­га­нис­тан. В Де­ли он не­сколь­ко лет про­слу­жил в ка­чест­ве судьи по ма­ли­кист­кой юрис­пру­ден­ции  при дво­ре сул­та­на Му­хам­мад­ша­ха.  Ког­да сул­тан (в 1342 го­ду) от­пра­вил де­ле­га­цию к цинь­ско­му им­пе­ра­то­ру Ибн Ба­ту­та от­пра­вил­ся вмес­те с ни­ми. На об­рат­ном пу­ти пу­те­шест­вен­ник по­бы­вал на ма­лых ост­ро­вах Ин­до­ки­тая, Маль­ди­вах и к 1347 го­ду при­был в араб­ские стра­ны.  Че­рез тюрк­ские и пер­сид­ские зем­ли, че­рез Ирак, Си­рию и Па­лес­ти­ну Ибн Ба­ту­та при­был в Мек­ку и со­вер­шил свое чет­вер­тое па­лом­ни­чест­во. Пос­ле это­го он на­ме­ре­ва­ет­ся вер­нуть­ся в свои род­ные зем­ли. На об­рат­ном пу­ти прой­дя Еги­пет, Ту­нис, Ма­рок­ко в 1349 го­ду он при­бы­ва­ет в Фес.

Ког­да Ибн Ба­ту­ту спра­ши­ва­ли о том, как он до­стиг счастья по­ви­дать столь­ко зе­мель и стран, он го­во­рил, что «при­чи­ной все­му это­му бы­ло мое че­ты­рех­крат­ное па­лом­ни­чест­во в Мек­ку». Че­рез ма­лое ко­ли­чест­во вре­ме­ни Ибн Ба­ту­та от­прав­ля­ет­ся в свое вто­рое ве­ли­кое пу­те­шест­вие, не удер­жав­шись от тя­ги к стран­ст­ви­ям. На этот раз он ре­ша­ет по­се­тить  Ан­да­лу­сию. По­бы­вав в Гиб­рал­та­ре и Гра­на­де он воз­вра­ща­ет­ся в Фес. В 1352 го­ду Ибн Ба­ту­та от­прав­ля­ет­ся в Су­дан, Ма­ли и дру­гие аф­ри­кан­ские стра­ны. Че­рез два го­да в 1354 го­ду он сно­ва воз­вра­ща­ет­ся в Фес.

За дол­гие го­ды сво­их пу­те­шест­вий Ибн Ба­ту­та осво­ил ле­кар­ское де­ло. В пу­ти он мно­го бо­лел и из­ле­чи­вал се­бя сам по во­ле Все­выш­не­го. Нуж­но ска­зать, что пу­те­шест­вие на­всег­да про­хо­ди­ло глад­ко. Он мно­го раз под­вер­гал­ся гра­бе­жам и чу­дом ос­та­вал­ся жив, тер­пел ко­раб­лек­ру­ше­ния и вы­хо­дил не­вре­ди­мым из во­ды.

Об­щее ко­ли­чест­во вре­ме­ни, в ко­то­ром Ибн Ба­ту­та про­вел в стран­ст­ви­ях и пу­те­шест­ви­ях со­ста­ви­ло око­ло двад­ца­ти вось­ми лет. В этот пе­ри­од вре­ме­ни Ибн Ба­ту­та рас­крыл  для ара­бов мно­го тайн и ин­те­рес­ных мо­мен­тов из жиз­ни чу­же­зем­цев, в част­нос­ти он рас­ска­зал, как ки­тай­цы ис­поль­зу­ют бам­бук, и как лю­ди при­ме­ня­ют уголь.

Мо­мен­ты из жиз­ни Ибн Ба­ту­ты

За го­ды стран­ст­вий Ибн Ба­ту­та ов­ла­дел дву­мя ос­нов­ны­ми язы­ка­ми му­суль­ман­ско­го ми­ра, пер­сид­ским и тюрк­ским, про­шел бо­лее сто двад­ца­ти ты­сяч ки­ло­мет­ров, боль­шин­ст­во по мо­рю, под­вер­гал­ся гра­бе­жам пи­ра­тов и раз­бой­ни­ков, чуть не по­ги­бал в пу­с­ты­нях и за­рос­лях, не раз спа­сал­ся от пле­на и смер­ти.

Го­во­рят, что Ибн Ба­ту­та был очень чув­ст­ви­тель­ным че­ло­ве­ком. В сво­ем рас­ска­зе он го­во­рит: «од­наж­ды я при­был в Ту­нис с не­ко­то­ры­ми пут­ни­ка­ми. На встре­чу к нам вы­шли тол­пы лю­дей. Ока­за­лось, что они встре­ча­ют шей­ха Аб­дал­лах аз-Зу­бай­ди иА­бу Аб­дал­ла­ха ан-Наф­ра­ви. Лю­ди ока­за­ли им по­чет, ста­ли рас­спра­ши­вать их о де­лах, а ко мне не по­до­шел ни один че­ло­век, и мне ста­ло очень груст­но, что я стал пла­кать. Но к счастью, ме­ня за­ме­ти­ли не­ко­то­рые па­лом­ни­ки,  и уте­шил сво­и­ми раз­го­во­ра­ми и рас­ска­за­ми, по­ка мы пол­ностью не во­шли в го­род». Сто­ит так­же от­ме­тить, что не смот­ря на свои дол­гие стран­ст­вия, он очень силь­но тос­ко­вал по сво­им ро­ди­те­лям, по сво­е­му до­му. Во­лею Все­выш­не­го слу­чи­лось так, что ро­ди­те­ли его умер­ли, ког­да его не бы­ло ря­дом с ни­ми. Услы­шав весть о смер­ти сво­ей ма­те­ри, он силь­но жа­лел, что не смог ее по­ви­дать, но от­бро­сив все свои де­ла, он от­пра­вил­ся к ее мо­ги­ле.

Ибн Ба­ту­та при дво­ре сул­та­на Абу Ан­на­на аль-Ма­ри­ни рас­ска­зы­вал о сво­их не­обыч­ных стран­ст­ви­ях по ми­ру, о ди­ко­вин­ках и не­ви­дан­ных ве­щах. Лю­ди страст­но слу­ша­ли его рас­ска­зы и весть об это до­шла до сул­та­на. По при­ка­зу сул­та­на его пи­сарь Му­хам­мад бин Джу­зай аль-Каль­бий стал за­пи­сы­вать все, что го­во­рил ему шейх Ибн Ба­ту­та и к 1356 го­ду бы­ла за­кон­че­на кни­га рас­ска­зов Ибн Ба­ту­ты, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся как: тух­фат ан-на­зар фи га­ра­иб аль-ам­сар ва ад­жа­иб аль-ас­фар, что в пе­ре­во­де зву­чит как: «По­да­рок со­зер­ца­ю­щим о ди­ко­вин­ках го­ро­дов и чу­де­сах стран­ст­вий» . Эта кни­га по­слу­жи­ла для мно­гих уче­ных ис­точ­ни­ком цен­ных дан­ных на мно­гие го­ды. Она бы­ла пе­ре­ве­де­на на мно­гие язы­ки, в част­нос­ти на ан­глий­ский язык в 1829 го­ду, в 1853 го­ду на фран­цуз­ский и в 1912 го­ду на не­мец­кий, а так­же она бы­ла пе­ре­ве­де­на и на ту­рец­кий язык.

В 1378 го­ду (в 779 го­ду по хидж­ре) ве­ли­ко­го пу­те­шест­вен­ни­ка не ста­ло. Он был по­хо­ро­нен в го­ро­де Танд­же. Кто по­се­тит Маг­риб уви­дит в этом го­ро­де ули­цу, на­зван­ную в его честь, где он жил не­за­дол­го до сво­ей смер­ти, а не­да­ле­ко от цент­раль­но­го рын­ка на­хо­дит­ся его мо­ги­ла.