5 исламских рецептов: как улучшить своё благосостояние

Каждый из нас может столкнуться в своей жизни с материальными проблемами. Жизнь человека, особенно в этот век высоких технологий и виртуальных отношений, очень нестабильна. Поэтому даже у благополучно развивающегося бизнеса случаются трудности в финансах, иногда крупные.

В такой ситуации многие теряются, начинают искать самые лёгкие пути решения. Кто-то проявляет терпение, а кто-то не может вынести упадка дел и обращается к запретным средствам для решения своей проблемы.

Верующий человек никогда не впадёт в отчаяние и любые невзгоды и тем более, трудности финансового характера, принимает как испытание от Всевышнего Аллаха. Ведь любое положение – благо для правоверного мусульманина.

Любая неприятность, которая постигает мусульманина, может послужить причиной прощения его грехов и получения огромного вознаграждения, если вдобавок к этому он проявит терпение, ибо сообщается, что Абу Яхья Сухайб бин Синан (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)

Вся земная жизнь – испытание как для верующего, так и для неверующего. Это испытание как для грешников, так и праведников. Каждый человек подвергается испытаниям, пока находится на этом свете, но Всевышний Аллах не оставляет своих рабов в этом мире, они не предоставлены самим себе.

Когда перед верующим встает вопрос благосостояния и избавления от материальных проблем, на помощь ему приходит Священный Коран и Сунна Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Поэтому мы приведём здесь несколько исламских способов улучшения благосостояния:

1. Проявление богобоязненности.

В любой время в жизни мусульманина важное место занимает богобоязненность (таква). В трудные часы таква как никогда важна. Богобоязненность же человека заключается в отстранении от греха. Поэтому каждый из нас должен безропотно принимать как и хорошее, так и плохое от Всевышнего Аллаха и не терять богобоязненность. В награду за неё Всевышний Аллах в Священном Коране обещал улучшить положение человека, даруя ему пропитание из источника, откуда он и не рассчитывал его получить:

وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ ۚ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

«А кто будет бояться Аллаха, остерегаться наказания [исполнять Его повеления и отстраняться от того, что Он запретил], тому Он создаст выход из любого затруднительного положения и даст (богобоязненному) пропитание (облегчит получение удела), откуда он и не рассчитывает его получить». И кто полагается на Аллаха (полностью вверяет свое дело Ему), для того Его достаточно. Он избавит его от всего, что его заботит и беспокоит, как в этом мире, так и в Вечной жизни». (сура Ат-Таляк, 2-3)

2. Истигфар.

Если что-то в финансовом плане не получается, верующему стоит пересмотреть отношение к своим делам, поступкам, ошибкам и совершить покаяние перед Всевышним Аллахом. Иногда Аллах посылает трудности, чтобы вернуть человека к Себе.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَيَا قَوْمِ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُمْ مِدْرَارًا وَيَزِدْكُمْ قُوَّةً إِلَىٰ قُوَّتِكُمْ وَلَا تَتَوَلَّوْا مُجْرِمِينَ

«(сказал Худ): О народ мой! Просите прощения у вашего Господа, потом обратитесь к Нему с покаянием за грехи. Он пошлёт на вас с неба обильный дождь и прибавит вам сил, не отворачивайтесь же от того, к чему я вас призываю, будучи грешниками и бунтарями». (сура Худ: 52)

Народ ‘Ад, к которому был послан пророк Худ (алейхи саллям), вследствие трёхлетней засухи находился в таком трудном положении, что приблизился к полной гибели. Тогда Худ (алейхи саллям) приказал им совершить истигфар и покаяться перед Всевышним.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

مَنْ لَزِمَ الِاسْتِغْفَارَ، جَعَلَ اللَّهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجًا، وَمِنْ كُلِّ هَمٍّ فَرَجًا، وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ

«Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах укажет выход из любого затруднительного положения, облегчит любую печаль и пошлёт удел оттуда, откуда он и не ждёт». (Абу Дауд, 1518; Ибн Маджах, 3819)

Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) каждому, кто приходил к нему и жаловался на свою бедность, говорил: «Проси прощения у Аллаха» (то есть покайся в своих грехах и проси прощения у Аллаха за них).

Один из присутствовавших заметил это и спросил: «Кто бы ни приходил к тебе, ты советовал ему просить прощения у Аллаха, почему?» Хасан аль Басри на это ответил: «Я ничего не добавил к Корану» и прочитал вышеприведённый аят суры Худ.

Поэтому учёные говорят: кто будет испытывать затруднения в делах, пусть совершает истигфар, многократно просит у Аллаха прощения. Вслед за этим последуют многочисленные милости, если пожелает Всевышний Аллах.

3. Дозволенный заработок.

Главным критерием заработка верующего является его дозволенность. Запретный заработок, работа в харамных местах, мошенничество в торговле и прочее приводит к потере бараката. Ведь в таком заработке нет самого главного – довольства Аллаха.

От Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

طلب كسب الحلال فريضة بعد الفريضة

«Добывание дозволенного заработка (касб) является обязанностью после других религиозных обязанностей (намаза, закята, поста, хаджа и других)». (Байхаки, «Шуаб аль-иман»)

Поэтому каждый мусульманин обязан зарабатывать имущество только дозволенным путём и ни в коем случае не допускать этого харамным путём.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إنّ رُوحَ القُدُسِ نَفَثَ في رُوعِي أنّ نَفْساً لنْ تَمُوتَ حَتّى تَسْتَكْمِلَ أجَلَها وَتَسْتَوْعِبَ رِزْقَها فاتّقُوا الله وأجْمِلُوا في الطَّلبِ ولا يَحْمِلنَّ أحَدَكُمُ اسْتِبْطاءُ الرِّزْقِ أنْ يَطْلُبَهُ بِمَعْصِيَةِ اللهِ فإنَّ اللهَ تَعالَى لا يُنالُ ما عِنْدَهُ إلاّ بِطاعَتِهِ

«Поистине, ангел Джибриль внушил мне, что человек не умрёт, пока не придёт его срок и пока он исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха и стремитесь к уделу наилучшим образом (то есть ищите его дозволенным путём в Исламе). И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его запретным путём, ослушанием Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Всевышнего Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». (Абу Ну’айм, «Хильят аль-авлияъ»)

Поэтому повелитель правоверных Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

كنا ندع تسعة أعشار الحلال مخافة أن نقع في الحرام

«Мы сторонились девяти из десяти дозволенных деяний, опасаясь того, что по причине этого впадём в запретное». («Ихья ʻулум ад-дин»)

4. Мытьё рук перед едой.

Желательно мыть руки перед едой и после неё. Это способствует чистоте, гигиене и поможет улучшить благосостояние.

От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

الوضوء قبل الطعام وبعده مما ينفي الفقر

«Мытьё рук перед едой и после неё избавляет от нужды и бедности». (Табарани, «Аль-Авсат»)

5. Совершение дуа.

Только Всевышний Аллах дарует нам благосостояние. Никто кроме него и не может лишить нас имущества. Решение любой нашей проблемы, в том числе материальных трудностей, зависит от Всевышнего Аллаха.

Поэтому будет благоразумно обратиться к Нему с просьбой улучшить благосостояние. В хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) передаётся, что он сам просил у Всевышнего защиты от бедности и учил других читать разные дуа для избавления от бедности.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) часто говорил:

اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بِكَ مِنَ الفَقْرِ والقِلَّةِ والذِّلَّةِ وأعُوذُ بِكَ مِنْ أنْ أظْلِمَ أَو أُظْلَمَ

«Аллахумма инни а’узу би-Ка мин-аль-факри ва ль-килляти ва з-зилляти, ва а’узу би-Ка мин ан азлима ав узлама».

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от нищеты, нужды и унижения и прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо». (Абу Дауд, 1544; Ан-Насаи, 8/261; Ибн Маджах, 3842)

Тяжёлое материальное положение – понятие относительное. Кто-то может считать своё положение очень плохим, в то время как для другого его финансовое положение будет более чем комфортным. Важно, чтобы человек оставался доволен положением, которое для него предопределил Всевышний Аллах.