5 ошибок воспитания

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Родительские ошибки в воспитании чреваты для ребенка формированием определенных моделей поведения и установок, которые помешают ему в будущем полноценно использовать свои личностные ресурсы и добиваться высоких результатов. Здесь мы расскажем о пяти ошибках родительского воспитания,  которые мешают детям в будущем стать лидерами: ответственными, сильными, целеустремленными.

1. Лишение возможности риска

Ребенок нуждается в безусловной любви. Но это не значит, что эта любовь должна выражаться в том, чтобы оградить его от небезопасного мира и тем самым «заточить в детской». Любить ребенка – это значит давать ему возможность расти, научить справляться с трудностями, которые являются частью обыденной жизни. Если мы лишаем ребенка возможности рисковать, он  вырастает неподготовленным к грядущим трудностям, тогда испытания он воспринимает как «конец света», он нищает духовно. Европейские психологи обнаружили связь между детским опытом и взрослыми проблемами: если ребенок не играет на улице, если он ни разу не падал, то, повзрослев, он часто страдает фобиями. Более того, «безопасность со всех сторон» чревата и нравственным дефектом: дети, которые не испытали никаких трудностей в детстве вырастают заносчивыми, высокомерными и с низкой самооценкой. Откуда взяться адекватной самооценке, если ребенок ни разу не преодолевал трудностей и не выполнял сложных задач. В то же время не следует впадать в другую крайность – в создание спартанских невыносимых для ребенка условий. Задача только в том, чтобы ребенок с детства понимал: трудности, как и радости, являются обычным нормальным явлением,  с ними можно и нужно справляться. Главное, чтобы он понял: успехи, как и неудачи, составляют основу успеха и счастья.

2. «Палочка-выручалочка»

Родители так беспокоятся за детей, что часто от переизбытка заботы оказывают им «медвежьи услуги»: делают за них уроки, уборку в комнате, собирают портфель в школу, торопят в школу и т.д. Таким образом родители берут на себя часть ответственности, которая на самом деле лежит на ребенке. Постепенно он привыкает, что последствия его поступков можно разделить с кем-то другим и теряет долю самостоятельности. «Проблемы? Да ничего, родители помогут» «Нужны деньги? Попрошу маму/папу» и т.д. Особенно часто встречается случай, когда родители обеспокоены оценками детей. «Что с ним делать, чтобы учился?» «С ним» ничего нельзя сделать, пока он не поймет, что учеба, образование необходимо ему самому, а не учительнице, директору или родителям. Можно объяснить важность, показать примеры, но если ребенок не мотивирован учиться, то репетиторы и куча книжек тут вряд ли помогут. В таких случаях я, например, предлагаю на некоторое время предоставить ребенка самому себе: уроки, оценки, домашние задания и т.д. Тогда ребенок имеет возможность взглянуть на школу своими глазами, а не через призму родительского видения. И, осознавав, что никто не беспокоится о его двойках, кроме него самого, он наконец понимает, кому и зачем нужна учеба.

Предоставьте ребенку ту ответственность, которую он может оправдать, чтобы он не рос с мыслью, что если он сделает ошибку или не достигнет цели, то придут взрослые и разгребут последствия. Иначе он вырастет неприспособленным к взрослой, настоящей жизни, в которой нет «фей» и «хоттабычей».

3. Чрезмерная похвала

Родители часто «идеализируют» своих детей, воспринимая их достижения с большим восторгом, преувеличивая их реальную значимость. Если ребенок часто слышит восторженные отзывы, не соответствующие тому, что он сделал, тогда у него формируется неадекватная самооценка, завышенные ожидания от других и заниженные требования к себе. «А чего требовать от маленького короля, он и так король, а остальные, даже самые успешные, всего лишь придворные ремесленники». Ребенок должен получать положительную обратную связь за хорошие поступки, но она не должна быть чрезмерной, преувеличенной.

4. Избалованность

Любить ребенка – не значит удовлетворять все его желания. Иногда стоит сказать «нет»  или «не сейчас». Но это лучше сопроводить объяснением, чтобы это не воспринималось как нелюбовь родителя или как его равнодушие. Это позволит ему понять, что «нет победы без терпения», что успех достигается собственными усилиями и благими поступками.

5. Подавать пример словом и делом

Есть поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она иллюстрирует то, как дети воспринимают «воспитательные уроки». Ребенок воспитывается не только словами, но и образом жизни родителей. Дитя наблюдает на своими мамой и папой и каждый раз, фиксируя то или иное их слово, то  или иное действие, откладывает его в памяти под грифом «Это правильно». У него ведь нет других источников информации, кроме семьи.

Часто на консультации родители приводят своих детей, мол, не нравится это или проблемы с этим. А на самом деле в 98 % этих случаев, когда родитель приводит ребенка, было бы гораздо правильней отправить ребенка домой, а на консультации оставить именно родителя.

Если вы обнаружите «нежелательное поведение» у ребенка, подумайте, где вы могли его научить этому, какими поступками или словами вы спровоцировали его у ребенка. Это помогает понять корень проблемы, потому что  в большинстве случаев ребенок всего лишь отражает поведение взрослых.

Воспитывайте детей наилучшим образом, но помните, что воспитание ребенка начинается прежде всего с самовоспитания родителя.

Ася Гагиева