Абу Мансур Матруди – имам истинного пути

Абу Мансур Мухаммад сын Мухаммада сын Махмуда Матриди Самарканди Ансари Ханафи Мутакаллим родился в 238 г. по хиджре (852) (по другим источникам – в 256/870 г.) в деревне Матурид, что находится вблизи Самарканда (так пишет Ибн Самани в книге «Ансаб»), в местечке, которое сегодня находится на территории современного Узбекистана. Великий мухакик является персом по национальности и происходит из древнего персидского рода. Он по праву считается самым авторитетным учёным-богословом. Есть такое мнение, что, возможно, Матуриди происходил из рода сподвижника Пророка Мухаммада  – Абу Аййуба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах).

 

Имам является последователем ханафитской правовой школы. Он получил великолепное образование по фикху у таких крупных учёных, как Ахмад Джавазджани и другие, и по акыде – по известной книге «Фикхул Акбар» у учёных-имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, и впоследствии сам преподавал данные предметы.

Имам, подобно всем ученым Ислама, с раннего возраста изучал суры Корана, хадисы и их толкование. Но более всего ученого-богослова волновали вопросы этики, законов Шариата, нравственного и морального совершенства человека, пребывающего в лоне религии Ислам.

Имам Матуриди достиг таких высот и такой известности, что вероубеждение (акида) связали ним, и его стали называть Акидату Матрудия. Еще его называли «имамом прямого пути» («имам аль-худа») и «предводителем учёных каляма» («имам аль-мутакаллимин»).

Он имел большое количество учеников и последователей, много выступал с публичными лекциями, в результате чего тысячи его современников встали на путь истины.

Матуриди вступал в дискуссии с хариджитами, карамитами, шиитами, мутазилитами и представителями многочисленных религиозных сект. Благодаря непревзойдённому божественному дару, природному таланту и глубоким знаниям имам Матуриди достиг больших высот.

Имам отличался не только глубокими знаниями Корана, но и слыл среди современников самым мудрым человеком, философом, обладающим природным талантом психолога. Не было вопросов, на которые он не имел бы ответов, не было темы, которой бы Матуриди не владел. Он обладал способностью внимательно выслушивать собеседника, делать выводы, давать правильные советы, а если случались научные споры, то ему не было равных в отстаивании позиции.

Матуриди считал своим долгом постоянно совершенствовать свои знания в области религии. Религиозные взгляды Матуриди вызывали живейший интерес не только при жизни, но и после его смерти оказали огромное влияние на учёных всего мусульманского мира. По этой причине сформировалась целая школа вероубеждения, названная его именем, – матуридизм. Сегодня учения этой школы придерживаются все ханафиты, поддерживая акыду имама Матуриди.

Из-под пера Абу Мансура аль-Матуриди вышло множество книг, среди которых: «Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия»), «Радду Аваилиль-Адилля», «Ар-Радду аля Карамияа», «Радду Китабуль Имама». Он также был автором трудов по толкованию Корана – «Тавилат аль-Куран», каламу – «Китаб аль-Малакат филь-Калам», фикху – «Махаз аш-Шария».

Кончина великого имама

Имам Матуриди умер примерно в 333/944 г. Его похоронили на кладбище Самарканда, где хоронили учёных, в махалле Джакердизе. Сегодня мусульмане со всего мира приходят к могиле имама, читают Коран и вспоминают его имя.

История не оставила нам сведений о его личной жизни. Известно только, что имам Матуриди до конца своего земного существования боролся против течений и групп сектантского характера: мутазилитов, кадиритов, джабритов, джахмитов, каррамитов, карматов, батынитов и др.

На фотографиях: зиярат Абу Мансура Матуриди, Самарканд, Узбекистан

Источник