Аят Корана, примиривший людей

Всевышний в Коране говорит:

وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الْأُخْرَى فَقَاتِلُوا الَّتِي تَبْغِي حَتَّى تَفِيءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ فَإِن فَاءَتْ فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا بِالْعَدْلِ وَأَقْسِطُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ

Смысл: «О уверовавшие! Если две группы мусульман станут биться друг с другом, если между ними возникнет конфликт и произойдет столкновение, то вы примирите их, призвав к заповедям Всевышнего, то есть Корана, и увещевая. Если одна из двух групп, будучи неправой, откажется от такого примирения, то выступайте против нее, пока она не обратится вновь к установлениям Корана. Затем, если она вернется к заповедям Корана, вы примирите их в соответствии с этими заповедями, устранив причину ссоры и расположив их друг к другу, так чтобы эта ссора не повторилась впредь (то есть отнеситесь к этому не формально, не поверхностно, а исполните основательно). Когда вы выносите какое-либо решение, соблюдайте во всем справедливость, ибо Всевышний любит тех, кто справедлив в решениях» (9 аят суры «аль-Худжурат»).

Таким образом, руководитель, который выносит решение в соответствии с установлениями Корана, не должен различать при этом ни брата своего, ни врага. То есть нельзя склоняться в пользу своего брата.

والإصلاح بين الناس إذا تفاسدوا من أعظم الطاعات وأتم القربات وكذا نصرة المظلوم

Примирение подравшихся или поссорившихся является пред Богом самым высоким из поклонений и наиболее совершенным из того, что приближает к Нему. Столь же чтимым и вознаграждаемым является оказание помощи тому, кто подвергается насилию.

وفي الحديث : (( ألآ أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة)) قالوا : بلى يا رسول الله ، قال: ((إصلاح ذات البين)) «روح البيان» ، ج ٩ ، ص ٧٤

Посланник Божий – Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал сподвижникам:

«Рассказать ли вам о деянии, более ценном пред Всевышним, чем соблюдение поста, совершение намаза и принесение пожертвования (имеются в виду желательные намаз, пост и пожертвование)?» «Расскажи, о Посланник Аллаха», – ответили они. И Пророк ﷺ молвил: «Примирение двух людей, поссорившихся, испортивших отношения между собой, враждующих друг с другом».

وقال لقمان : يا بني كذب من قال إن الشر يطفئ الشر فإن كان صادقا فليوقد نارين ثم لينظر هل تطفئ أحدهما الأخرى إنما يطفئ الماء النار

Лукман сказал своему сыну: «О мой сын! Кто говорит, что зло гасит зло, тот лжет. Если он прав, пусть разожжет два костра и попробует погасить один другим. Поистине, сын мой, гасит огонь только вода!»

وفي الحديث : ((المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يخذله ولا يعيبه ولا يتطاول عليه في البنيان فيستر عنه الريح إلا بإذنه ولا يؤذيه بقتار قدره إلا أن يغرف له منها ولا يشتري لبنيه الفاكهة فيخرجون بها إلى الصبيان جاره ولا يطعمونهم منها ))

И в другом хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) говорится:

«Мусульманин мусульманину брат. Он не поступит со своим братом мусульманином несправедливо, не унизит его ни обидным словом, ни чем-либо другим, не станет обвинять его и не стеснит попреками. А если он сосед, то не возвысит свой дом без его разрешения настолько, чтобы лишить его дуновения ветра. Также не навредит ему, дразня запахом готовящейся еды и не предложив хотя бы немного для угощения. Если, возвращаясь домой, он принес фрукты, то не разрешит детям есть их на улице, не угостив соседских детей».

То есть если дома есть привозные фрукты, он не выпустит детей есть их на улице на виду у соседских; если фруктов достаточно, то угостит и их, а если нет, то велит детям есть их дома, дабы не вводить тех в соблазн.

Что касается повода для ниспослания упомянутого аята, то Усамат ибн Зайд (радыяллаху ‘анху) рассказывал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам), посадив его сзади, ехал верхом на своем осле навестить своего больного сподвижника Са‘да ибн Убада (радыяллаху ‘анху) из племени Хазрадж. По пути они встретили собравшихся на маджлис мусульман, язычников и иудеев. Среди них были предводитель лицемеров Абдулла ибн Убайю, и со стороны мусульман Абдулла ибн Раваха (радыяллаху ‘анху).

Подойдя к ним, Посланник Божий (саллаллаху алейхи ва саллам) поприветствовал их, прочитал аяты Корана и стал призывать их к Исламу. Абдулла же, прикрыв нос рукой (из-за того, что осел Посланника (саллаллаху алейхи ва саллам) осквернил это место), сказал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам): «Садись на своего осла и отправляйся дальше. Мне неприятен запах твоего осла. И эти рассказы ты сказывай тем, кто придет к тебе».

Не стерпев такого неуважительного обращения к Божьему Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллам), Абдулла ибн Раваха воскликнул: «Ты говоришь о запахе от осла Посланника ﷺ? Клянусь Аллахом, осел Посланника (саллаллаху алейхи ва саллам) пахнет лучше тебя!» После этого между двумя Абдуллахами началась перебранка. К обоим присоединились их соплеменники, и началась драка палками и посохами, руками и обувью. И тогда Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) был ниспослан упомянутый аят, он прочитал его и помирил их.

Из книги «Побуждение внять призыву Корана»