Причины ниспослания аятов суры Аль-Имран

По единодушному мнению всех алимов, данная сура состоит из двухсот аятов. Также большинство алимов считает, что эта сура была ниспослана в Медине. Она не содержит ни одного аята, который был бы ниспослан в Мекке.

Помимо своего основного названия Аль-Имран, эта сура также имеет следующие наименования: Аль-Аман, Аль-Кенз, Аль-Ма`ниййа, Аль-Муджадаля, Аль-Истигфар.

Суру Аль-Бакара и суру Аль-Имран вместе называют «Захравейн». Саид ибн Мансур говорил, что в Торе эта сура именуется «Таййиба» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 3/73].

От начала и до 83 аята, или до 35-го аята (или же до 121 аята) [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/79] эти аяты были ниспосланы в отношении делегации из Наджрана. При рассмотрении причины ниспослания 61-го аята, именуемого «мубахаля», мы подробно коснемся данной темы.

هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ

«Он – Тот, кто ниспослал тебе Книгу (Коран), в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они – основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат, которые могут быть поняты по-разному). Те же, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами (довольствуясь лишь внешним смыслом и искажая их неверным толкованием), желая (добиться) смуты и (получить удобное для себя) толкование. Но (истинного) толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (в аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) – от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума» (Аль-Имран, 7).

В риваяте, который приводит Ибн Джарир ат-Табери по каналу Мусанна от Раби`, сообщается, что Раби` говорил: «Когда делегация христиан Наджрана прибыла к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то они начали спорить с ним, а затем сказали: «Ты же не думаешь, что Иса – слово Аллаха и дух от Него?». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Да, именно так». Услышав это, они сказали: «Этого нам достаточно».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:

«Те же, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами (довольствуясь лишь внешним смыслом и искажая их неверным толкованием), желая (добиться) смуты и (получить удобное для себя) толкование», а вслед за этим аятом ниспослал аят: «Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама…» (Аль-Имран, 59).

Некоторые говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Ясира ибн Ахтаба, его брата Хувиайу ибн Ахтаба и группы иудеев. Исходя из этого, они спорили с посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о сроке существования его общины. Они пытались извлечь эти знания из таких аятов, как «Алиф Лям Мим», «Алиф Лям Мим Сад», «Алиф Лям Ра». В связи с этим и был ниспослан данный аят [Табери, Джамиуль-Байан, 3/118].

Имам Суюти в своем тафсире «Ад-Дурруль-Мансур» приводит этот риваят целиком. А именно: однажды один иудей услышал, как посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) читал первые аяты суры Аль-Бакара «Алиф. Лям. Мим. Та Книга (Этот досточтимый Коран, о котором говорили еще Муса и Иса (алейхи салям), был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому) – нет сомнения в ней (в этой Книге) – указатель верного пути для богобоязненных».

Затем этот иудей рассказал услышанное другому иудею – Абу Ясиру ибн Ахтабу. Абу Ясир отправился к своему брату Хувиайу ибн Ахтабу, рядом с которым в тот момент находилась группа иудеев.

Абу Ясир сказал: «Известно ли тебе, что я слышал, как из того, что ниспослано Мухаммаду, он читал «Алиф. Лям. Мим. Та Книга (Этот досточтимый Коран, о котором говорили еще Муса и Иса (алейхи салям), был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому) – нет сомнения в ней (в этой Книге) …».

Хувиайу спросил: «Ты и в самом деле слышал, что он читал это?». Получив утвердительный ответ, он встал и вместе с другими иудеями отправился к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Придя к нему, они сказали: «Нам сообщили, что из того, что было ниспослано тебе, ты читал «Алиф. Лям. Мим. Та Книга (Этот досточтимый Коран, о котором говорили еще Муса и Иса (алейхи салям), был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому) – нет сомнения в ней (в этой Книге)». Это правда?».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да, вы не ослышались». Они сказали: «Абсолютно точно, что все пророки приходили с этим, однако мы не знаем ни одного пророка, за исключением тебя, кому было бы разъяснен срок его власти и срок существования его общины. Алиф – это 1, Лям – это 30, Мим – это 40, в сумме получается 71 год».

Затем Хувиайу повернулся к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил: «О, Мухаммад! Помимо Алиф-Лям-Мим, есть что еще подобное?». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да, есть Алиф-Лям-Мим-Сад». Хувиайу сказал: «Это еще длиннее и больше. Алиф – 1, Лям – 30, Мим – 40, Сад – 90, итого в сумме получается 161. Хорошо, есть еще что-то подобное?».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да, есть Алиф-Лям-Ра». Хувиайу сказал: «Это еще длиннее и больше. Алиф – 1, Лям – 30, Ра – 200, итого в сумме получается 231 год. Есть ли что-то еще, кроме этого?».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да, есть Алиф-Лям-Мим-Ра». Хувиайу сказал: «Это еще длиннее и больше. В сумме получается 271 год». Затем он продолжил: «Твое положение показалось нам запутанным. Мы не знали, большой или же маленький срок отведен тебе».

Затем он сказал своим товарищам: «Вставайте, мы уходим». Абу Ясир сказал своему брату и находившимся рядом с ним: «Откуда вам знать, может этому человеку дано все это. Если сложить 71, 161, 231, 271, то получится 734 года». Все остальные сказали: «И действительно, положение этого человека кажется нам запутанным».

В отношении них и был ниспослан аят «Он – Тот, кто ниспослал тебе Книгу (Коран), в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они – основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат, которые могут быть поняты по-разному)» [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/146-147].

Имам Табери, после упоминания обеих причин ниспослания, сказал, что вторая причина, связанная с иудеями, является более предпочтительной. Так как о положении Исы (алейхи салям) Аллах Всевышний и так сообщил своему посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), и эта информация не является муташабихом.

Тогда как продолжительность жизни пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и срок существования его общины ни в какой форме никому не сообщались и поэтому являются муташабихом. А попытки узнать это посредством нумерологии используя для этого хуруфу-мукаттаа, может стать причиной возникновения фитны [Табери, Джамиуль-Байан, 3/120].