Чего боялся Умар ибн аль-Хаттаб

Правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) является одним из великих сподвижников Пророка . Он был на двенадцать лет моложе Посланника Аллаха  и обладал колоссальной физической силой.

До принятия Ислама ‘Умаром Пророк  часто делал дуа, чтобы Аллах возвысил нашу религию принятием Ислама ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом. В дальнейшем, как мы знаем, всё так и случилось.

Приняв Ислам и удостоверившись, что он на истинном пути, ‘Умар спросил Посланника Аллаха: «Почему мы скрываемся?».  После этого вопроса ‘Умара мусульмане вышли из дома Аль-Аркама, в котором они тайно собирались, и направились двумя группами к мечети Аль-Харам.

Одну из этих групп возглавлял ‘Умар, а другую – Хамза ибн Абд Аль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах). Увидев этих двух храбрецов во главе мусульман, курайшиты не смогли ничего предпринять и были очень опечалены этим.  После этого Посланник Аллаха  дал ‘Умару прозвище «Аль-Фарук» (отличающий истину от лжи).

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) всегда стоял рядом с Пророком , был близок к нему и помогал в распространении Ислама. ‘Умар принимал участие вместе с Пророком  во всех сражениях и жертвовал своё имущество на пути Аллаха.

После того как первый праведный халиф Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) перешёл в мир иной, правление халифатом перешло к ‘Умару. В период его правления исламское государство значительно расширилось, а численность войска возросла настолько, что его пришлось разделить на несколько армий.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) олицетворял собой силу духа, он ни перед чем не отступал. В истории Ислама он остался выдающимся военачальником и правителем. Во время его правления были пройдены важнейшие стадии в зарождении и развитии исламского государства.

Помимо всего этого ‘Умар был глубоко верующим человеком с благим нравом и очень боялся Всевышнего Аллаха. Он так принижал свой нафс, что даже боялся оказаться в числе лицемеров. Об этом он и спрашивал Хузайфу (да будет доволен им Аллах).

Некоторые думают, что ‘Умар спросил Хузайфу Ибн Аль-Ямани, относится ли он к числу мунафиков, прямо перед своей смертью, после того как на него было совершено покушение, но это не так. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) в то время находился в Медине, и ‘Умар спросил его об этом в другое время.

От ‘Амра ибн Маймуна (да будет доволен им Аллах) передаётся:

رَأَيْتُ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَبْلَ أَنْ يُصَابَ بِأَيَّامٍ بِالْمَدِينَةِ، وَقَفَ عَلَى حُذَيْفَةَ بْنِ اليَمَانِ، وَعُثْمَانَ بْنِ حُنَيْفٍ، قَالَ: كَيْفَ فَعَلْتُمَا، أَتَخَافَانِ أَنْ تَكُونَا قَدْ حَمَّلْتُمَا الأَرْضَ مَا لاَ تُطِيقُ؟ قَالاَ: حَمَّلْنَاهَا أَمْرًا هِيَ لَهُ مُطِيقَةٌ

«Я видел в Медине ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) за несколько дней до того, как его смертельно ранили. Он стоял рядом с Хузайфой ибн Аль-Ямани и ‘Усманом ибн Ханифом и говорил: «Как вы исполнили моё поручение? Вы не боитесь, что обременили эти земли тем, что им не под силу?». Они ответили: «Мы возложили на них то, что они смогут исполнить»». (Бухари, 3700)

Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», комментируя этот хадис, пишет:

«Те земли, о которых идёт речь в хадисе – это земли ас-Савад (которые повелитель правоверных ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб решил оставить у их крестьян и на которые установил харадж). До этого случая ‘Умар отправлял их (Хузайфу и ‘Усмана), чтобы они обложили эти земли податью (хараджем)».

Что касается вопроса ‘Умара к Хузайфе, то он не спросил это перед своей смертью, после того как его в мечети поранил огнепоклонник Файруз, который более известен, как Абу Люълюъ аль-Маджуси. ‘Умар спросил об этом Хузайфу, когда тот находился в добром здравии.

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

دُعِيَ عُمَرُ، لِجِنَازَةٍ، فَخَرَجَ فِيهَا أَوْ يُرِيدُهَا فَتَعَلَّقْتُ بِهِ فَقُلْتُ: اجْلِسْ يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ، فَإِنَّهُ مِنْ أُولَئِكَ، فَقَالَ: نَشَدْتُكَ اللَّهَ أَنَا مِنْهُم ، قَالَ: لَا وَلَا أُبَرِّئُ أَحَدًا بَعْدَكَ

«Однажды ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба позвали для участия в похоронах, и он вышел вместе с похоронной процессией (или: хотел отправиться с ней), но я удержал его и сказал: «Сядь, о Правитель правоверных, ибо, поистине, этот умерший – один из них (лицемеров). Тогда ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи мне, а я – из них?!«. Я ответил: «Нет, но после тебя я уже не буду очищать никого (больше никому я этого не скажу после тебя)«».  (Аль-Баззар, 2775)

Дело в том, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) мог распознавать лицемеров, ибо Посланник Аллаха  сообщил ему имена всех лицемеров.

Ибн Джурайдж передал от одного человека, что люди спросили Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) о Хузайфе (да будет доволен им Аллах), и Али ответил:

عَلِم أَوْ عُلِّم أَسْمَاءَ الْمُنَافِقِينَ

«Он знал (или он был обучен) имена мунафиков (лицемеров)». (Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, «Аль-Маталиб аль‘алия», 3990)

‘Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спрашивал об этом не только Хузайфу, но и жену Пророка  Умму Саляму (да будет доволен ею Аллах).

От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся:

دَخَلَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ عَلَى أُمِّ سَلَمَةَ، فَقَالَتْ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: إِنَّ مِنْ أَصْحَابِي لَمَنْ لَا يَرَانِي بَعْدَ أَنْ أَمُوتَ أَبَدًا  قَالَ: فَخَرَجَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ مِنْ عِنْدِهَا مَذْعُورًا حَتَّى دَخَلَ عَلَى عُمَرَ، فَقَالَ لَهُ: اسْمَعْ مَا تَقُولُ أُمُّكَ، فَقَامَ عُمَرُ حَتَّى أَتَاهَا، فَدَخَلَ عَلَيْهَا، فَسَأَلَهَا، ثُمَّ قَالَ: أَنْشُدُكِ بِاللهِ، أَمِنْهُمْ أَنَا؟ فَقَالَتْ: لَا، وَلَنْ أُبَرِّئَ بَعْدَكَ أَحَدًا

«Однажды Умму Саляма сказала Абдурахману, когда он зашёл к ней: “Я слышала, как Пророк  говорил: «Поистине, среди моих сподвижников есть те, кто никогда больше не увидит меня после того, как я умру«”. Абдурахман вышел оттуда, охваченный паническим страхом и, зайдя к ‘Умару, сказал: “Послушай, что говорит твоя мать”. ‘Умар сразу встал, пришёл к Умму Саляме, расспросил её обо всем и сказал: “Заклинаю тебя Аллахом, скажи, а я – из них?”. Она ответила: “Конечно, нет, но после тебя я уже не буду очищать никого”». (Имам Ахмад, 26659)

Представьте себе, как боялись Аллаха сподвижники Пророка , как боялся ‘Умар, что его имя окажется среди мунафиков. ‘Умар, которого Пророк  при жизни обрадовал вестью о Рае, о котором Пророк  сказал: «Если бы после меня был пророк, то им бы был ‘Умар ибн Аль-Хаттаб». (Тирмизи, 3686)

А теперь представьте наше положение, как мы живём, не думая об Ахирате, как будто нам уготован дворец в Раю. Это очень плохо, так нельзя жить. Нам следует чаще поминать смерть и просить Всевышнего Аллаха не лишать нас веры, особенно в момент смерти.

Источник