Чего боялся Умар ибн аль-Хаттаб
Правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) является одним из великих сподвижников Пророка ﷺ. Он был на двенадцать лет моложе Посланника Аллаха ﷺ и обладал колоссальной физической силой.
До принятия Ислама ‘Умаром Пророк ﷺ часто делал дуа, чтобы Аллах возвысил нашу религию принятием Ислама ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом. В дальнейшем, как мы знаем, всё так и случилось.
Приняв Ислам и удостоверившись, что он на истинном пути, ‘Умар спросил Посланника Аллаха: «Почему мы скрываемся?». После этого вопроса ‘Умара мусульмане вышли из дома Аль-Аркама, в котором они тайно собирались, и направились двумя группами к мечети Аль-Харам.
Одну из этих групп возглавлял ‘Умар, а другую – Хамза ибн Абд Аль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах). Увидев этих двух храбрецов во главе мусульман, курайшиты не смогли ничего предпринять и были очень опечалены этим. После этого Посланник Аллаха ﷺ дал ‘Умару прозвище «Аль-Фарук» (отличающий истину от лжи).
‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) всегда стоял рядом с Пророком ﷺ, был близок к нему и помогал в распространении Ислама. ‘Умар принимал участие вместе с Пророком ﷺ во всех сражениях и жертвовал своё имущество на пути Аллаха.
После того как первый праведный халиф Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) перешёл в мир иной, правление халифатом перешло к ‘Умару. В период его правления исламское государство значительно расширилось, а численность войска возросла настолько, что его пришлось разделить на несколько армий.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) олицетворял собой силу духа, он ни перед чем не отступал. В истории Ислама он остался выдающимся военачальником и правителем. Во время его правления были пройдены важнейшие стадии в зарождении и развитии исламского государства.
Помимо всего этого ‘Умар был глубоко верующим человеком с благим нравом и очень боялся Всевышнего Аллаха. Он так принижал свой нафс, что даже боялся оказаться в числе лицемеров. Об этом он и спрашивал Хузайфу (да будет доволен им Аллах).
Некоторые думают, что ‘Умар спросил Хузайфу Ибн Аль-Ямани, относится ли он к числу мунафиков, прямо перед своей смертью, после того как на него было совершено покушение, но это не так. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) в то время находился в Медине, и ‘Умар спросил его об этом в другое время.
От ‘Амра ибн Маймуна (да будет доволен им Аллах) передаётся:
رَأَيْتُ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَبْلَ أَنْ يُصَابَ بِأَيَّامٍ بِالْمَدِينَةِ، وَقَفَ عَلَى حُذَيْفَةَ بْنِ اليَمَانِ، وَعُثْمَانَ بْنِ حُنَيْفٍ، قَالَ: كَيْفَ فَعَلْتُمَا، أَتَخَافَانِ أَنْ تَكُونَا قَدْ حَمَّلْتُمَا الأَرْضَ مَا لاَ تُطِيقُ؟ قَالاَ: حَمَّلْنَاهَا أَمْرًا هِيَ لَهُ مُطِيقَةٌ
«Я видел в Медине ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) за несколько дней до того, как его смертельно ранили. Он стоял рядом с Хузайфой ибн Аль-Ямани и ‘Усманом ибн Ханифом и говорил: «Как вы исполнили моё поручение? Вы не боитесь, что обременили эти земли тем, что им не под силу?». Они ответили: «Мы возложили на них то, что они смогут исполнить»». (Бухари, 3700)
Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», комментируя этот хадис, пишет:
«Те земли, о которых идёт речь в хадисе – это земли ас-Савад (которые повелитель правоверных ‘Умар Ибн Аль-Хаттаб решил оставить у их крестьян и на которые установил харадж). До этого случая ‘Умар отправлял их (Хузайфу и ‘Усмана), чтобы они обложили эти земли податью (хараджем)».
Что касается вопроса ‘Умара к Хузайфе, то он не спросил это перед своей смертью, после того как его в мечети поранил огнепоклонник Файруз, который более известен, как Абу Люълюъ аль-Маджуси. ‘Умар спросил об этом Хузайфу, когда тот находился в добром здравии.
От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
دُعِيَ عُمَرُ، لِجِنَازَةٍ، فَخَرَجَ فِيهَا أَوْ يُرِيدُهَا فَتَعَلَّقْتُ بِهِ فَقُلْتُ: اجْلِسْ يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ، فَإِنَّهُ مِنْ أُولَئِكَ، فَقَالَ: نَشَدْتُكَ اللَّهَ أَنَا مِنْهُم ، قَالَ: لَا وَلَا أُبَرِّئُ أَحَدًا بَعْدَكَ
«Однажды ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба позвали для участия в похоронах, и он вышел вместе с похоронной процессией (или: хотел отправиться с ней), но я удержал его и сказал: «Сядь, о Правитель правоверных, ибо, поистине, этот умерший – один из них (лицемеров). Тогда ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи мне, а я – из них?!«. Я ответил: «Нет, но после тебя я уже не буду очищать никого (больше никому я этого не скажу после тебя)«». (Аль-Баззар, 2775)
Дело в том, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) мог распознавать лицемеров, ибо Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему имена всех лицемеров.
Ибн Джурайдж передал от одного человека, что люди спросили Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) о Хузайфе (да будет доволен им Аллах), и Али ответил:
عَلِم أَوْ عُلِّم أَسْمَاءَ الْمُنَافِقِينَ
«Он знал (или он был обучен) имена мунафиков (лицемеров)». (Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, «Аль-Маталиб аль‘алия», 3990)
‘Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спрашивал об этом не только Хузайфу, но и жену Пророка ﷺ Умму Саляму (да будет доволен ею Аллах).
От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся:
دَخَلَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ عَلَى أُمِّ سَلَمَةَ، فَقَالَتْ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: إِنَّ مِنْ أَصْحَابِي لَمَنْ لَا يَرَانِي بَعْدَ أَنْ أَمُوتَ أَبَدًا قَالَ: فَخَرَجَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ مِنْ عِنْدِهَا مَذْعُورًا حَتَّى دَخَلَ عَلَى عُمَرَ، فَقَالَ لَهُ: اسْمَعْ مَا تَقُولُ أُمُّكَ، فَقَامَ عُمَرُ حَتَّى أَتَاهَا، فَدَخَلَ عَلَيْهَا، فَسَأَلَهَا، ثُمَّ قَالَ: أَنْشُدُكِ بِاللهِ، أَمِنْهُمْ أَنَا؟ فَقَالَتْ: لَا، وَلَنْ أُبَرِّئَ بَعْدَكَ أَحَدًا
«Однажды Умму Саляма сказала Абдурахману, когда он зашёл к ней: “Я слышала, как Пророк ﷺ говорил: «Поистине, среди моих сподвижников есть те, кто никогда больше не увидит меня после того, как я умру«”. Абдурахман вышел оттуда, охваченный паническим страхом и, зайдя к ‘Умару, сказал: “Послушай, что говорит твоя мать”. ‘Умар сразу встал, пришёл к Умму Саляме, расспросил её обо всем и сказал: “Заклинаю тебя Аллахом, скажи, а я – из них?”. Она ответила: “Конечно, нет, но после тебя я уже не буду очищать никого”». (Имам Ахмад, 26659)
Представьте себе, как боялись Аллаха сподвижники Пророка ﷺ, как боялся ‘Умар, что его имя окажется среди мунафиков. ‘Умар, которого Пророк ﷺ при жизни обрадовал вестью о Рае, о котором Пророк ﷺ сказал: «Если бы после меня был пророк, то им бы был ‘Умар ибн Аль-Хаттаб». (Тирмизи, 3686)
А теперь представьте наше положение, как мы живём, не думая об Ахирате, как будто нам уготован дворец в Раю. Это очень плохо, так нельзя жить. Нам следует чаще поминать смерть и просить Всевышнего Аллаха не лишать нас веры, особенно в момент смерти.