Четыре признака того, что Аллах принял покаяние

Искреннее покаяние должно соответствовать трём условиям: покаявшемуся следует отказаться от совершения того греха, в котором он каялся; он должен искренне раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех; ему необходимо принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

А если грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние вдобавок к трём вышеупомянутым условиям должно соответствовать ещё одному: покаявшийся должен загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.

Покаяние, не соответствующее хотя бы одному из вышеупомянутых условий, не считается действительным (в полной мере).

Если человек покаялся, соблюдая все вышеупомянутые условия, выбрал подходящий момент, когда принимается дуа и тавбу, его покаяние будет действительным и непременно будет принято.

От Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إتَّقِ الله حَيْثُما كُنْتَ وأتَّبِعِ السَّيِّئَةَ الحَسَنَةَ تَمْحُها وخالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنِ

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». (Имам Ахмад, 5/153; Тирмизи, 1987; Байхаки, 8025)

Ибн Раджаб, комментируя слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) «и вслед за плохим деянием соверши благое…», сказал: «Здесь (под словами благое деяние) подразумевается покаяние в совершении того плохого деяния. Ведь об этом ясно говорится в другом хадисе мурсаль».

Что касается совершения благих деяний и увеличения богослужений после совершения тавбу, то это считается признаком совершенства покаяния. Если человек после совершения тавбу станет совершать благие деяния и больше усердствовать в богослужении, это будет свидетельствовать об истинности его покаяния.

Может быть и так, что человек, покаявшийся в одном незначительном грехе, раскаивается и старается больше того, кто раскаялся во множестве грехов. Но, исходя только из этого, мы не можем говорить, что тавбу второго не было принято, если его покаяние соответствовало вышеупомянутым условиям.

Тем не менее, покаяние остаётся сокровенным делом. Поэтому каждый разумный человек будет всегда сомневаться в принятии своего тавбу. Следовательно, он будет стараться совершать больше благих дел и поклоняться больше, чем до этого, в таком случае более вероятно, что Всевышний Аллах примет его тавбу.

В итоге мы можем сказать, что истинный раб Аллаха всегда будет сомневаться в принятии своего покаяния и будет постоянно увеличивать число своих добрых дел и богослужений в надежде на принятие его тавбу. Но при этом он всегда делает оптимистичное предположение, что Всевышний Аллах не отвергнет его.

В любом случае не стоит успокаиваться на том, что Всевышний уже принял тавбу, но вместе с этим нельзя и терять надежду, ведь Аллах обещал принять покаяние каждого, вне зависимости от совершённого им греха. Однако вместе со всем этим есть некоторые признаки того, что Аллах принял покаяние раба:

1. отстранение от дурных приятелей и тесное общение с праведниками, отстранение от скверных деяний и приближение к поклонению Аллаху;

2. замена в сердце мирских радостей на горесть боязни Ахирата и ненависть к желаниям нафса;

3. изменение поведения и характера человека – то есть после покаяния он стал лучше, чем был до этого;

4. страх перед Всевышним Аллахам, который не покидает его.

Страх истинного раба перед Всевышним Аллахом продолжается до того момента, пока он на смертном одре не услышит голос ангелов милости, которые говорят:

أَنْ لَا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ

«Не бойтесь смерти и того, что будет за ней в Судный день, и не печальтесь о том, что вы оставляете в этом мире за собой: за своих детей, супругов и имущество, и радуйтесь Раю, который вам обещан Всевышним Аллахом». (сура Фуссилят: 30)

Эти и другие признаки являются знаками принятия покаяния. И тому, кто не обнаружил их в своём сердце, следует сомневаться в том, что его покаяние было принято. Пусть он снова и снова возвращается к началу и заново совершает тавбу, соблюдая все вышеперечисленные условия.

«Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха».

Источник