Что такое аманат?

Аманат — заклад, вещь, отдаваемая на хранение. Также аманатом является выполнение человеком взятых обязательств. Например, совершение поклонения Всевышнему — аманат, так как Создатель обязывает людей поклоняться Ему, и выполнение этого требования является выполнением самого главного аманата.

Всевышний Аллах, вменяя в обязанность мусульман соблюдение требований аманата, говорит: «Воистину, Всевышний Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было отдано вам на хранение, велит судить по справедливости, когда вы судите тяжущихся. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58)

Наш Пророк (мир ему и благословение) относительно аманата сказал: «Нет имана у того, кто не соблюдает требований аманата. И нет религии у того, кто не соблюдает требований договора» («Аль-Джами`ус-Сагир», 9704)

Соблюдение условий аманата — обязанность, ответственность за которую не посмели взять на себя небеса, земля и горы. На это указывает аят Священного Корана: «Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они, устрашившись, отказались нести ее и Мы возложили ее на человека. И он, будучи несправедливым и невежественным, понес ее» (Коран, 33:72)

То есть, человек по своей воле взял на себя обязанность по выполнению требований Всевышнего. Мусульманин, в соответствии со сказанным, соблюдает требования аманата, потому что верующий человек стремится выполнить свои обязанности перед Всевышним Аллахом, по отношению к Пророку (мир ему и благословение), по отношению к родителям, единоверцам, родственникам, семье и так далее.

Согласно требованию аманата, мусульманин должен полностью выполнять свои обязанности на работе и в обучении. Если он студент и школьник, то обязан хорошо учиться.

Следует отметить, что соблюдение норм гигиены тела, контроль за своим здоровьем, физическая культура, употребление только дозволенной, здоровой пищи является аманатом по отношению к своему телесному существу. Более того, из этого следует, что соблюдение требований аманата является основой высокой духовности и нравственной силы мусульманина.

Следует обращать особое внимание на требования аманата в языке и словах. То есть, мусульманину не пристало отпускать «вожжи» своего языка, надо думать, прежде чем сказать, нельзя заниматься пустословием, наговором, сплетнями за чьей-то спиной, выражаться ненормативной лексикой и тому подобное. Ведь наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание» («Сунанут-Тирмизи», 2617)

Надо помнить, что по причине одного лишь «оброненного слова» человек может стать обитателем джанната или же обитателем джаханнама. Именно на это указывают следующие слова Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви тянутся к небесам?» (Коран, 14:24); «А скверное слово, согласно притче, это скверное дерево, которое вырывают из земли, так как корни его непрочны…» (Коран, 14:26)

Особое место в вопросе аманата занимает злословие, когда мусульмане порочат друг друга. Предупреждая это, Создатель приказал: «И не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть тело своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому!..» (Коран, 49:12). То есть, злословие равносильно употреблению мертвечины, и не просто мертвечины, а тела своего брата-мусульманина.

Подтверждая сказанное, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, иногда человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, к кому Он будет благоволить до самого Дня встречи с ним! И, поистине, иногда человек говорит нечто, вызывающее такой гнев Аллаха, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его как одного из тех, на кого Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним» («Тухфату Аль-Ахуази», 2356)

Поэтому, мусульманин должен контролировать свою речь и стараться говорить то, что приближает его к Создателю.

Каждый человек будет спрошен за свои деяния. Кроме того, человек отвечает и за свою паству, то есть за духовное и материальное благополучие, поступки вверенных ему или близких людей. И это тоже напрямую связано с выполнением обязательств, то есть аманатом.

Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем народа. Мужчина является пастырем для своей семьи. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству». («Сунанут-Тирмизи», 1757)

Следующий важный момент — хранение тайны. Согласно этому требованию мусульманин должен остерегаться от разглашения чьей-либо тайны. Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек оборачивался по сторонам, рассказывая что-либо, значит этот его разговор является аманатом» («Сунану Аби Дауд», 4868)

Правильная и честная торговля также является аманатом. В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), рассказывается о том, что Пророк (мир ему и благословение), проходя мимо человека, перед которым была большая груда плодов, сунул в нее руку и обнаружил, что внутри плоды мокрые. Тогда Пророк спросил: «Что это, о хозяин плодов?» На что тот ответил: «О посланник Аллаха! Был дождь, поэтому они промокли». И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Так почему же ты не выложил промокшие плоды сверху так, чтобы люди видели это? Обманщик не может быть из моей уммы». («Тухфату Аль-Ахуази», 1312)

Да, наш Пророк (мир ему и благословение) не только призывал мусульман быть честными, но и сам был примером в этом вопросе. Примером этому может служить хотя бы то, что даже мушрики признавали его «Амином», то есть честным, заслуживающим доверия. И бывало так, что они оставляли ему свои вещи и товар, и ничуть не беспокоились за их сохранность.

Даже, совершая по приказу Всевышнего Аллаха хиджру (переселение) из Мекки в Медину, наш Пророк (мир ему и благословение) поручил Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) передать мушрикам их вещи, которые они в свое время дали ему на хранение.

Что касается достоинств соблюдения правил аманата, то Всевышний нам говорит: «Блаженны те, которые оберегают вверенное им на хранение, и соблюдают договоры» (Коран, 23:8)

То есть, нет сомнения в том, что оберегающие аманат в Ахирате удостоятся милости Всевышнего Аллаха и войдут в джаннат, величина которого равна небесам и земле, и который уготован для истинно богобоязненных рабов Всевышнего.

Противоположностью аманата является вероломство, предательство и измена. И Всевышний Аллах не любит тех, кто не соблюдает аманат: «Поистине, Всевышний Аллах не любит тех, кто является изменником и грешником!» (Коран, 4:107)

К тому же, Создатель, запрещая вероломство, измену и ложь, говорит: «О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (Коран, 8:27)

Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполняй требования аманата того, кто доверил его тебе. И не поступай вероломно по отношению к тому, кто поступает вероломно по отношению к тебе». («Сунану Аби Дауд», 3535); «Не из нас тот, кто занимется обманом». («Сунану Ибн Маджа», 2224)

Поэтому мусульманину не пристало быть клятвоотступником и изменником, ведь: «Истинный верующий может быть обладателем любых недостатков, но только не вероломства и лжи». («Канзу Аль-`Уммаль», 836)

С точки зрения религии, вероломством является поступок, противоречащий требованиям Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение).

Одним из видов отступничества, которое чаще всего встречается в жизни, является созерцание запретного. Так Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не пристало кому-либо без разрешения смотреть во внутрь дома. В противном случае это будет равносильно входу в дом без разрешения». («Зиядату Аль-Джами`ис-Сагир», 3883)

Если даже чрезмерный интерес и любопытство к чужому дому, без разрешения на то хозяина, является непристойным поступком, то, что говорить о нездоровом созерцании женщин на наших улицах, которые порой и сами не знают меры и пристойности!

Да, шайтан делает свое дело. В качестве примера можно привести рекламные стенды наших городов, которые «разукрашены» фотографиями голых моделей. Хотя подобные рекламные стенды и ролики являются атрибутами современной цивилизованности!

Однако, надо заметить, что радеющие за столь «цивилизованный» вид рекламы, поступают вероломно и по отношению к окружающим. Такая реклама — ни что иное, как призыв к греховности и распущенности.

Разве нельзя, допустим, чистоту и прозрачность питьевой воды сравнить с чем-либо нравственно-облагораживающим общество или фольклорно-этнографическим, нежели с женщиной в одном нижнем белье, предлагающей вам такую, образно сказать, воду?! Неужели, если питьевую воду будет подавать женщина, одетая в национальный костюм, да с народной пословицей, то такая вода не будет пользоваться спросом? Да она станет медом для тех, кто понимает истинные ценности.

Наверное, не следует забывать о том, что перешагнув через вековые нормы морали и этики, пристойности и уважения друг к другу, мы не добьемся ничего хорошего, кроме дальнейшей деградации. Надо всегда помнить, что рано или поздно наступит тот день, когда «Всевышний Создатель соберет в Судный день всех, первых и последующих, и возвысятся над их головами их вероломства. И тогда объявят: «Это — вероломство такого то…». («Сахиху Муслим», 1735)

Аманат — один благородных признаков имана (богобоязненности). Вероломство — признак нифака (двуличия).

Наш досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит, то лжет, когда обещает, то нарушает свое обещание, а когда ему доверяются, он предает». («Сунанут-Тирмизи», 2766)

Мусульманин должен быть чист и свободен от вероломства и лицемерия. Ибо не пристало ему промышлять грязным обманом и питаться нечистотами.

И да наставит нас Всевышний на пути аманата и оградит от вероломства. Аминь!

 Источник