Что в Коране сказано о клятвах именем Аллаха?

وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّواْ وَتَتَّقُواْ وَتُصْلِحُواْ بَيْنَ النَّاسِ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ (224)

«Не делайте так, чтобы ваши клятвы именем Аллаха препятствовали вам творить добро, проявлять богобоязненность и примирять людей. Ведь Аллах – Слышащий, Знающий» (Бакара, 224).

В риваяте, переданном от Кельби, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Равахи. Произошло это следующим образом: «Зять Абдуллаха ибн Равахи Нуман ибн Башир развелся со своей женой, а затем до истечения срока идда захотел вернуть жену обратно. Абдуллах ибн Раваха поклялся, что ни за что не пойдет в дом Нумана ибн Башира, не будет с ним разговаривать и не станет пытаться наладить отношения между зятем и его женой. В связи с этим и был ниспослан данный аят» (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/126).

В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, данный аят был ниспослан в отношении Абу Бакра, который поклялся, что больше никогда не станет делать добра Мистаху, который был его родственником, и одним из распространителей сплетен, касавшихся клеветнических обвинений в адрес Аиши (Табери, Джамиуль-Байан, 2/239; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/59).

Конечно же, в обоих этих ситуациях и Абдуллах ибн Раваха, и Абу Бакр являются примером. Поэтому данный аят касается абсолютно всех верующих, оказавшихся в положении Абдуллаха ибн Равахи или Абу Бакра.

В риваяте, переданном от Мукатиля ибн Сулеймана, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Бакра, который дал следующую клятву: «Пока мой сын Абдуррахман не примет ислам, я не стану поддерживать с ним родственных связей и не стану делать ему никакого добра» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/253].

لاَّ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِيَ أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ (225)

«Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы, но взыщет с вас за (преднамеренные клятвы и за) то, что выбрали ваши сердца. Аллах – Прощающий, Отменяющий наказание» (Бакара, 225).

В соответствии с риваятом, приводимым Бухари и переданным от Аиши, этот аят был ниспослан в отношении тех, кто в разговоре непроизвольно произносит «Клянусь Аллахом, нет» или «Клянусь Аллахом, да», не подразумевая при этом реальной клятвы [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/66].