Наставления суры «Аль-Муддассир»
Первые откровения пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) были ниспосланы, когда ему исполнилось сорок лет. Пророк вначале не понимал, реально ли то, что ему является, или нет.
Однажды, когда он спускался с горы Хира после очередного уединения, он увидел Джибриля, который закрывал собой весь горизонт. Это настолько испугало Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), что тот прибежал домой, и, охваченный страхом, воскликнул: «Укройте меня, укройте меня!».
В этом состоянии ему были ниспосланы первые семь аятов из суры аль-Муддассир:
«О, завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить большее! Ради Господа твоего будь терпелив!» (Аль-Мудассир, 1-7).
Эти прекрасные аяты, в которых содержатся первые повеления Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и его последователям, побуждают нас призывать людей к истине и прибегать в этом деле к помощи Всевышнего Аллаха. Они велят нам придерживаться чистоты, к которой относится чистота тела, одежды, места поклонения и ритуальная чистота.
Также Аллах в этих аятах призывает нас к искренности. Он запрещает нам ожидать от людей благодарности за те поступки, которые мы совершаем ради Его довольства. Если человек дарует что-либо нуждающимся, то он не должен считать их обязанными себе. Просить награду за совершенные благодеяния следует у Всевышнего Аллаха, ведь блага Его неиссякаемы.
Причина ниспослания 11-30 аятов
В достоверных хадисах передаются сообщения о причинах ниспослания двух групп аятов этой суры. Первая группа состоит из семи аятов, о которых речь идет выше.
Что касается второй группы аятов, то, в соответствии с хадисами, они были ниспосланы относительно Валида ибн аль-Мугири – одного из предводителя мекканских многобожников, причинившего много зла мусульманам.
Сообщается, что однажды Валид пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), и тот почитал ему Коран. Это оказало сильное воздействие на многобожника. Узнав об этом, к нему пришел Абу Джахль и спросил, что он думает относительно услышанного.
Валид сказал: «Что мне сказать о нем? Клянусь Аллахом, среди вас нет человека, который знает поэзию лучше меня. Клянусь Аллахом, то, что он говорит, ни на что не похоже. Его слова отличаются сладостью. Он (Коран) одерживает верх над всем, он победит и не будет побежден».
Тогда Абу Джахль сказал Валиду, что курайшиты не успокоятся, пока тот не выскажется отрицательно относительно Корана. Подумав немного, Валид изрек: «Это – не что иное, как пересказанное колдовство».
Тогда Всевышний Аллах ниспослал аяты:
«Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким, даровал ему большое богатство и сыновей, которые находились рядом с ним, и распростер перед ним этот мир полностью. После всего этого он желает, чтобы Я добавил ему. Но нет! Он упрямо отрицает Наши знамения. Я возложу на него подъем (восхождение на гору в Аду). Он подумал и рассчитал. Да сгинет он! Как он рассчитал?! Да сгинет он еще раз! Как он рассчитал?! Затем он задумался. Затем он нахмурился и насупился. Затем он повернулся спиной и возгордился, и сказал: «Это – не что иное, как пересказанное колдовство. Это – не что иное, как слова человека». Я брошу его в Преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое Преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Их (ангелов) над ней – девятнадцать» (Аль-Муддассир, 11-30).
Пути, ведущие в Преисподнюю
В этой прекрасной суре Всевышний Аллах также приводит диалог обитателей Рая с обитателями Ада. В суре говорится:
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю?» (Аль-Муддассир, 40-42).
В Раю праведники будут спрашивать друг друга об общих знакомых, которых они знали в мирской жизни. Так им станет интересно, по какой причине те попали в Ад.
Увидев этих грешников в пучине адского пламени, они спросят: «За что же вас бросили в Геенну?».
Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)» (Аль-Муддассир, 43-47).
Эти аяты свидетельствуют о значимости намаза и милостыни. Всевышний велел нам совершать намаз и раздавать людям предписанный закят. Те же, кто отказывается выполнять Его повеления, заслуживают стать растопкой Ада.
Однако основной причиной попадания человека в Преисподнюю является неверие в Аллаха и Судный день. Верующий человек, который не совершал молитву в этом мире и не выплачивал закят, будет питать надежду в том мире на милость Всевышнего Аллаха, ведь множество сообщений говорят нам о том, что в Рай попадут даже те, в сердцах которых была вера хотя бы с горчичное зернышко.
Неверующие же не будут иметь такую надежду – их вечной обителью станет Геенна. Да упасет нас Аллах от наказаний будущей жизни!