Коран о воскрешении умерших
وَأَقْسَمُوا بِاللَّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لَا يَبْعَثُ اللَّهُ مَن يَمُوتُ بَلَى وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Они упорно клялись Аллахом, что Аллах не воскресит умерших. Нет же! [Он обязательно воскресит их] Это [воскрешение] произойдет без сомнения, но большая часть людей не знает этого» (Ан-Нахль, 38).
В рассказанном Абу аль-Алией риваяте от Раби‘а ибн Анаса говорится: «У одного мусульманина среди многобожников был должник, и однажды он пришел к тому за своим долгом. В разговоре мусульманин случайно обронил: «Надеюсь, в следующей жизни так и будет…», – на что многобожник сказал: «Неужели ты считаешь, что после смерти будешь воскрешен?!», – а затем добавил: «Клянусь богом, никакого воскрешения из мертвых не будет!» И тогда был ниспослан этот аят».
وَالَّذِينَ هَاجَرُوا فِي اللَّهِ مِن بَعْدِ مَا ظُلِمُوا لَنُبَوِّئَنَّهُمْ فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَلَأَجْرُ الْآخِرَةِ أَكْبَرُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ 41
الَّذِينَ صَبَرُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ 42«Тем, кто переселился ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям [со стороны язычников], Мы предоставим прекрасное место жительства [в Медине – уже] в этом мире, а вознаграждение в вечной жизни будет еще больше [чем блага, дарованные им в мирской жизни]. Если бы они [неверующие, изгнавшие их с родины, и мусульмане, не совершившие хиджру] только знали [о тех благах, которые уготованы в обоих мирах для мухаджиров, то непременно последовали бы за ними]! Они терпеливы и [во всех своих делах] уповают только на своего Господа» (Ан-Нахль, 41-42).
Вероятнее всего, этот аят был ниспослан относительно первых мусульман, переселившихся из Мекки в Эфиопию. Речь о восьмидесяти мужчинах и женщинах, бежавших от притеснений идолопоклонников, среди которых ‘Усман ибн ‘Аффан с женой Рукыей, дядя Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) – Джа‘фар ибн Абу Талиб и Абу Саляма ибн ‘Абд аль-Асад (радыяллаху ‘анху).
Согласно другим сведениям, этот аят был ниспослан относительно таких притесняемых мусульман, как Билял, ‘Аммар, Сухейб, Хаббаб ибн аль-Арат (радыяллаху ‘анху), и таких принявших ислам рабов мекканской знати, как ‘Аиш, Джабр и Абу Джандаль ибн Сухейль ибн ‘Амр (радыяллаху ‘анху).