Достоинство чтения салавата
Праведники, постигшие в своей жизни суть Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), в такой последовательности описали благо салаватов и салямов, являющихся причиной приближения к Посланнику Аллаха:
1. Это выполнение божественного повеления и сопричастность к салавату Всевышнего Творца и Его ангелов. Без сомнения, между салаватом и салямом Аллаха, ангелов и уммы есть разница с точки зрения духовности. Салават Аллаха наделяет его милостью и возвышает его. Салават ангелов – это истигфар и ду’а за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Салават му’минов – это ду’а за Посланника.
2. Это причина прощения наших грехов. В хадисе говорится:
«Кто произнесет один салават мне, тому Аллах произнесет десять салаватов, простит десять ошибок и возвысит на десять степеней» (Насаи, Сахв, 55).
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), улыбаясь, подошел к своим сподвижникам и поведал, что Джабраиль (алейхи салям) обрадовал его радостной вестью:
«О Посланник Аллаха! Разве не обрадует тебя то, что, когда один из твоей уммы произносит один салават тебе, я совершаю десять раз истигфар о прощении его грехов. А когда он отправляет тебе один «салям», я отдаю ему десять «салямов» (Насаи, Сахв, 55/1293).
3. В Судный день Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) будет рядом с теми, кто произносил ему салаваты и салямы. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил:
«В Судный день из людей ближе всего будет ко мне тот, кто больше всех произносил мне салаваты и салямы» (Тирмизи, Витр, 21).
4. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечает тому, кто читает салаваты. Эту радостную весть он объяснял так:
«Если кто-то отдаст мне салям, Всевышний Аллах вернет мне душу, чтобы я принял этот салям» (Абу Дауд, Манасик, 96/2041. См отдельно Ахмад, II, 527).
Понимая, какую великую радость доставляют приветствия тех, кто находится на высших уровнях, несложно описать, ощущение праздника в сердцах уммы, получающей салям от Гордости Вселенной (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил:
«Есть ангелы Аллаха, которые следуют по земле, они передают мне салямы моей уммы» (Насаи, Сахв, 46).
«Совершайте салаваты и салямы мне. Ведь где бы вы ни были, ваши салаваты и салямы доносятся мне» (Абу Дауд, Манасик, 96-97/2042).
5. Совершающий салаваты и салямы, по причине предпочтения любви к Аллаху и Его Посланнику другим привязанностям, облагораживается его нравственностью, освобождаться от дурных качеств и обретает совершенство.
6. Так же как растет любовь Посланника к нему, так и у совершающего салаваты увеличивается любовь к господину Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям).
7. Совершая салаваты и салямы, мы в какой-то, хоть малой мере, отплачиваем Всевышнему Аллаху за то благо, которым Он нас одарил, ниспослав нам Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллям).
8. Это причина для нисхождения на нас милости Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил:
«Кто совершит салават и салям мне один раз, тому Всевышний Аллах дарует десять милостей» (Муслим, Салят, 70).
9. Произнеся салават, мы можем вспомнить забытое слово.
10. Салаваты – причина принятия ду’а.
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) увидел человека, который, совершив намаз, принялся делать ду’а, не произнеся салават и салям Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям). На это Посланник заметил:
— Этот человек поспешил. — Затем подозвал этого человека к себе и сказал:
— Прежде чем совершать ду’а, пусть каждый из вас вначале прославит Всевышнего Аллаха, а затем произнесет в мой адрес салават и салям. Потом же пусть совершает ду’а как желает. (Тирмизи, Да’ват, 64).
В другом хадисе сказано:
«Ду’а того, кто не произнес салават и салям за Пророка будет за завесой. (Не достигнет желаемого)» (Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб, III, 165).
11. Салаваты оберегают от божественного гнева и наказания. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил:
«Да будет отстранен от милости тот, кто не произнес салават и салям, услышав мое имя! Да будет отстранен от милости тот, кто прожил месяц Рамадан и не заслужил прощения! Да будет отстранен от милости тот, кто не заслужил довольства своих пожилых родителей и не удостоился рая!» (Тирмизи, Да’ват, 100/3545).
«Истинно скупой тот, кто не произносит салават и салям, слыша мое имя» (Тирмизи, Да’ват, 100/3546.См отдельно Ахмад, I, 201).
«Кто забудет и не произнесет салават и салям, собьется с пути в рай» (Ибн Маджа, Икамат, 25).
12. Тому, кто произносит салават и салям Пророку, достаточно Всевышнего Аллаха во всех делах, и Он устранит все его невзгоды в земной жизни и вечной. Убай бин Ка’б (радыйаллаху анху) говорил:
«Я спросил у Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям):
— О Посланник Аллаха! Я произношу много салаватов за Вас. А сколько всего их надо произносить?
— Произноси, сколько тебе хочется, — ответил он.
— Правильно будет, если я четверть ду’а посвящу салаватам? – спросил я.
— Посвящай, сколько желаешь, — сказал он, — но, совершая больше салаватов, ты обретешь благо.
— Тогда мне половину ду’а посвящать салаватам? – спросил я.
— Посвящай, сколько желаешь, — ответил он, — но, совершая больше салаватов, ты обретешь благо.
— А две трети ду’а хватит? – спросил я.
— Делай, сколько желаешь, но если будешь делать больше, для тебя будет лучше, — ответил он.
— А что будет, если все время, которое я отвожу для ду’а, я посвящу совершению салаватов за тебя?
— Тогда Всевышний Аллах удалит все твои тяготы и простит твои грехи, — ответил он (саллаллаху аляйхи ва саллям)» (Тирмизи, Кыямат, 23).
Чтение салаватов и салямов позволяет установить связь с духовностью Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) и впитывать своей душой его Нур. Вознаграждение за салаваты пропорционально искренности му’мина и его любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Нашей обязанностью является стремление обернуться духовностью салаватов и, проявляя покорность Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), стать уммой, достойной его.