Дозволенное, сомнительное и запретное

В наше время, когда вседозволенность стало обыденным явлением, когда честность, порядочность считаются, чуть ли не пережитками прошлого, размывается грань между дозволенным (халялом) и запретным (харамом). А строгое разделение дозволенного и недозволенного — один из основных принципов Ислама.

Они должны четко различаться, и то, что хоть чуть-чуть отклоняется от халяля, называется шубха (сомнительное) и отвергается.

В Коране сказано:

«Не употребляйте имущество чужих, несправедливо приобретенное» («Бакара», 188).

К употреблению харама относится захват не только насилием, но и путем обмана, кражи, выигрыша в карты и т.д., то есть, все, что не заработано своим трудом.

В хадисе сказано:

«Зарабатывание халяля — важиб (обязанность) каждого мусульманина».

В другом хадисе сказано:

«Хвала тому, заработок которого честен».

«Клянусь Тем, в руках которого мой нафс, поистине, когда в животе раба Божьего окажется харам, у него не принимают богослужения в течение сорока дней».

«Аллах не примет намаз человека, одетого в одежду, приобретенную недозволенным путем, пока тот не снимет ее. Аллах поистине Велик и Пречист, чтобы принять молитву того, кто носит (хотя бы) накидку, приобретенную на нечистые средства».

«Кто оденет одежду, приобретенную за десять дирхамов, и из них хоть один дирхам — харам, Аллах не примет его молитву, пока эта одежда на нем».

Некоторые ошибаются, думая, что, раздав милостыню (садака) с имущества, накопленного недозволенным путем, можно смыть грехи.

В хадисе сказано: 

«Поистине, Аллах пречист и примет только чистое», разве что за розданное в садака на том свете, возможно, не будет спора.

«Аллах не примет того, кто соберет харам и раздаст садака, а грех оставит на нем».

Некоторые лжеученые путают людей, говоря, что в наше время не осталось халяля, кроме питьевой воды. Это неправда, халяль будет всегда, и это — все, что заработано честным трудом, без обмана и насилия.

Основой богослужения считается употребление халяля. Употребляя харам, искреннего богослужения достичь очень трудно, а плохие деяния совершаются легко.

В хадисе сказано:

«Аллах осветит разум того, кто сорок дней будет употреблять только халяль, и наполнит его мудростью».

Однажды Абу-Бакр (радыяллаху ‘анху) поел и вырвал съеденное сразу после того, как почувствовал сомнительность пищи. Аллах не принимает даже мольбу (дуа) того, кто съел хоть кусок харама или надел одежду из харама.

Однажды Саад попросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), попросить Аллаха принять его дуа. «Ешь халяль, Всевышний ответит твоему дуа», — был ответ.

В хадисе сказано:

«Аллаху нет разницы, через какие ворота бросить в Ад того, кому безразлично, как заработать».

Большая часть земных забот и дел должна быть связана с зарабатыванием халяля.

В хадисе сказано: 

«Девять десятых богослужения составляет зарабатывание халяля».

Зарабатывающему честный хлеб обещаны великие блага.

В хадисе говорится: 

«Аллах будет доволен тем, кто проведет день, зарабатывая халяль, и к утру смоет все его грехи».

«Всех, кто собрали имущество греховным путем и расходовали его на богоугодные дела, в Судный день соберут и бросят в Ад».

Есть такое понятие «вара », что означает оставление даже сомнительного из страха попасть в запретное.

В хадисе сказано:

«Аллах не станет судить в Судный День деяния тех, у кого есть вара ».

Сподвижники Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  придавали очень большое значение тому, чтобы в желудок не попала даже частица харама. В этом усердствуют  богобоязненные люди.

Однажды халиф Умар (радыяллаху ‘анху) по ошибке выпил глоток молока верблюдицы, отданной на садака. Узнав об этом, он вырвал его. В хадисе сказано:

«Ваше лучшее богослужение — это вара ».

Сподвижник Мааз (радыяллаху ‘анху) сказал: «Богослужение — клад из кладов Аллаха, дуа – ключ от него, а употребление только халяля — зубцы ключей».

Употребление харама накрывает сознание черным налетом, это мешает человеку видеть истину, познать Аллаха, ведь сказано: «Сердце того, кто будет принимать сомнительную пищу в течение сорока дней, станет черным».

Исламские ученые считают, что каждый кусок харама оставляет на сердце черное пятно, нанося богослужению вред, который невозможно восстановить никогда.

Ибн Мубарак (радыяллаху ‘анху) сказал: «Отказ от сомнительного дирхама лучше раздачи ста тысячи дирхамов как милостыня».

Сахл Тастари (радыяллаху ‘анху) сказал: «Кто съест кусок харама, тот испытает  тяжесть в богослужении, кто примет халяль, тому богослужение будет удаваться легко».