Хадисы о ценности знаний

Хадисы почтеннейшего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) служат как бы дополнением и разъяснением к высокочтимому Корану. Поэтому нет в них противоречия. Наоборот, хадисы более просто и на понятном языке доводят до людей ту же истину, что и Коран. Хадисов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о достоинстве и ценности знаний, о необходимости их приобретения очень много. Мы ограничимся несколькими, так как они охватывают и смысл остальных хадисов о знаниях.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Когда Аллах кому-то желает добра, то дает ему правильное понимание в религии и наставляет его на истинный путь

Хадис подтверждает, что настоящее счастье заключается  именно в  правильном понимании сути истинной  религии. В первую очередь это правильное понимание науки о единобожии (‘акаид), предписанных видов поклонения (‘ибада), норм шариата и  нравственного поведения мусульман (адаб). Все заблуждения в религии основаны, как правило, на неправильном понимании религии. Такое положение  наблюдается не только в Исламе, но и в других религиях. Все разветвления в религии произошли из-за разногласий в вопросах  вероубеждений. После того, как человек получает правильное представление о вероубеждении, ему предписано приобретать и остальные знания.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Поистине, мудрость прибавляет благородному достоинства и возвышает раба до уровня царей».

Тем самым он указал на плоды знаний, которые  могут возвысить их обладателей от самого низкого уровня до самого высокого.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Как только кто-нибудь выходит из дому в поисках знания, ангелы в знак уважения к нему и удовлетворения тем, что он делает, расстилают под ним  крылья».

Этот хадис ясно говорит о достоинстве ищущего знания, ведь внимание и уважение ангелов – это очень высокая степень.

Пророк  (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Двух качеств нет в лицемере: благообразия (доброго облика) и понимания сути религии (фикх фи-д-дин)»

Самая низкая ступень знаний – это знание, что тот свет лучше мира земного. И если такое знание преобладает в человеке, то он помогает ему  избавляться от лицемерия и  других порицаемых качеств.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Вера сама по себе  без  одеяния, одеяние же ее – «таква» – [истинная богобоязненность, которому обучает соответствующая наука ‘ильм-таква, другими словами, тасаввуф] украшение – стыдливость, а плоды – знание

Он (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Люди – рудники, подобные рудникам золота и серебра, и лучшие из них в пору джахилий ( «неведение» – эпоха язычества, обозначение времени до Ислама и религиозного состояния  жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада) остались лучшими и в Исламе, ибо обладали знаниями».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  еще говорил:

«Кто сохранит для моей общины (уммы) сорок хадисов из Сунны  и передаст их им без искажений, тому я буду заступником и свидетелем в Судный день».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Того, кто стремится к достижению понимания религии Аллаха, Всевышний Аллах избавляет от всех забот, и наделяет благами оттуда, откуда он и не рассчитывал».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  сказал:

«Поведал Аллах через откровение [пророку] Ибрахиму (Аврааму): «О, Ибрахим, воистину, Я — Всезнающий и люблю каждого знающего!». Имеются в виду обладатели истинных знаний, которые поступают согласно им.

Он (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Да не будет для меня благословенным восход солнца того дня, в течение которого я бы не обогатился знанием, приближающим меня к Аллаху». Этот хадис должен стать девизом каждого человека».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Лучшее в вашей религии — ее легкость, а лучшее поклонение – знание религии».

Поклонение Аллаху является выполнением Его предписаний, а приобретение знаний, безусловно – обязанность, возложенная на нас Всевышним. Согласно этому хадису приобретение полезных знаний  тоже является поклонением».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, обращаясь к сподвижникам, что они живут в такое время, когда есть много знатоков религии и совершение доброго дела в нем лучше, чем приобретение дополнительных знаний. Но наступит для людей время, когда знатоков религии будет мало,  и приобретение знаний тогда будет лучше, чем деяния.

Его спросили: О Посланник Аллаха, какое из добрых дел самое лучшее?

Он ответил:

-Познание Аллаха.

Его вновь спросили:

-Какое знание ты подразумеваешь?

Пророк  повторил:

-Познание Аллаха.

Его переспросили:

-Мы тебя спрашиваем о добром деле (‘амаль), а ты в ответ говоришь о знании!

Он  сказал:

— Воистину, малое деяние, исполненное с познанием Аллаха, приносит пользу, а большое деяние, совершаемое без познания Аллаха, не дает никакой пользы.

В своей книге  «Сахих» Муслим передает, что ‘Умар  (радыяллаху ‘анху) спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями Мекки?». Тот ответил: «Ибн Абзу». ‘Умар  (радыяллаху ‘анху)  спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». ‘Умар (радыяллаху ‘анху) воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и  хорошо знает наследственное право». Тут ‘Умар (радыяллаху ‘анху) процитировал слова  Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Поистине Аллах с помощью Корана возвысит одних людей и унизит других!».

Знание возвысило простого раба до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство.

Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.);  полезные знания, которыми пользуются люди; праведнего сына, который обращается к Аллаху с мольбами за него».

Знания приравниваются к имуществу, пожертвованному в пользу общества мусульман, праведным детям, которые будут выплачивать милостыню (садака) за своих родителей, и обращаться к Аллаху с мольбами об их прощении и милости!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Достоинство знаний выше, чем достоинство  поклонения, а основная часть религии – это  благочестие (вара‘)».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай».

Он (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Отправление за наукой с утра и изучение ее раздела лучше совершения молитвы из ста рака‘атов».

Он (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Раздел знания, которому обучается человек, для него лучше земного мира и  всех его благ».

Он (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Ищите знания, даже отправляясь в Китай».

В этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)   призывает людей терпеть трудности и  жертвовать всем ради знаний.

Он (саллаллаху алейхи ва саллям)  сказал:

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина».

«Приобретайте знания от колыбели до могилы».

Эти хадисы являются доказательством того, что каждый человек обязан постоянно пополнять свои знания, изучая религию и науку.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Знание — это сокровищница, ключи от которой – вопросы. Вы спрашивайте, поистине, в этом польза для четверых: спрашивающему, ученому, слушающему и любящему их всех».

В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)  от Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) говорится:

«Присутствие на собрании благочестивых ученых лучше молитвы в тысячу рака‘атов, посещения тысячи больных и участия в тысяче похорон».

Его (саллаллаху алейхи ва саллям)  спросили: «О Посланник Аллаха, лучше и чтения Корана?».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  сказал:

«Разве полезен Коран без знаний в религии?». То есть, имеется в виду, что не имея правильного вероубеждения и не выполняя предписаний Аллаха, чтение Корана не даст пользы».

Он (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если кого-то настигнет смерть, когда он ищет знания, чтобы этим возродить Ислам, то между ним и пророками в Раю только одна ступень».

После пророков на самом почетном месте в Раю будут те, которые умерли, находясь на пути приобретения религиозных знаний с благими намерениями.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если кто-то, получив в дар знание Корана [и его правильное понимание], сочтет, что кому-то другому дана вещь лучше, то этим он унизил то, что возвеличил Всевышний Аллах».

Из приведенных хадисов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) видно, что приобретение знаний  не является обязанностью одних лишь ученых и студентов. Каждый человек может приобрести и передать другому частичку полезного знания, заслужив тем самым довольство Аллаха и Его награду.