Ценные уроки суры Аль-Бакара

«О, верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Хвалимый» (Аль-Бакара, 267).

Бера ибн Азиб (радыяллаху ‘анху), рассказывал: «Этот аят был ниспослан в отношении ансаров. Во время сбора урожая фиников каждый из ансаров приносил что-то из собранного в мечеть пророка и развешивал на веревках, которые были натянуты между двумя опорами, а бедняки из числа мухаджиров ели то, что приносили ансары.

Некоторые, видя большое количество связок фиников, клали между ними связки и с плохими финиками, считая, что в этом не будет ничего дурного. И вот в отношении этих людей Аллах Всевышний и ниспослал аят:

«О, верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами».

От Убайды ас-Сальмани (радыяллаху ‘анху), передается несколько иная причина ниспослания данного аята. Он говорил: «Я спросил у Али про аят «О, верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами».

Али (радыяллаху ‘анху), ответил: «Этот аят был ниспослан по поводу обязательного закята. Некоторые во время сбора урожая фиников, придя в финиковый сад отделяли хорошие связки фиников в одну сторону, а плохие в другую сторону, а когда приходили сборщики закята, то им отдавали плохие связки фиников.

И тогда Аллах Всевышний сказал:

«Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами».

В риваяте, который передал Ата, сообщается, что посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел одного из тех, кто приносил в мечеть и вешал на веревку между опорами связки плохих фиников, и спросил: «Что это? Какие же скверные финики ты повесил». Вслед за этим и был ниспослан этот аят» (Табери, Джамиуль-Байан, 3/55-56).

Из риваята Бера ибн Азиба (радыяллаху ‘анху) следует, что данный аят был ниспослан по поводу добровольных пожертвований (садака). Тогда как из риваята Убайды следует, что данный аят был ниспослан в отношении обязательного закята.

В соответствии с риваятом Ибн Абу Хатима, переданным от Ибн Аббаса (радыяллаху ‘анхум), некоторые сподвижники посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) покупали дешевую еду и раздавали ее в качестве садака, и в связи с этим был ниспослан данный аят (Джаляледдин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/67).