Фарид хазрат Салман: «Болгарская исламская академия сможет аккумулировать лучшие учебные кадры»
Директор Центра исследований священного Корана и пречистой сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман: «Сегодня мы являемся свидетелями великого исторического явления: на наших глазах восстанавливается, кропотливо изучается, возрождается наша древняя духовная столица Болгар. Татары никогда не утрачивали свою сакральную связь с этим городом, этой святой отеческой для всех нас землей. Казань, которой после разорения Булгарского государства, была уготована функция духовной ориентиром татарского народа, с гордостью носила также название «Булгар аль-Джадид», т.е. «Новый Булгар», что подчеркивало неразрывную духовную связь между Казанью и Болгаром.
Город, который упоминается в многочисленных записях арабоязычных историков, со времени своего основания был известен как место пересечения Востока и Запада, Севера и Юга. Болгар издревле являлся центром притяжения не только торговцев и путешественников, но и ученых людей, а также тех, кто искал знания.
Наши предки, булгары, являются одним из тех счастливых народов, кто удостоился чести стать мусульманами в эпоху жизни самого пророка Мухаммеда. Об этом свидетельствуют предания и народная память. Конечно, сегодня мы больше говорим об известной всем нам дате, 922 году, когда ислам официально был провозглашен в качестве государственной религии самого северного мусульманского государства в мире. Однако тот факт, что посланник багдадского халифа Ибн Фадлан по прибытии в Болгар неоднократно выражал свое сомнение о целесообразности своей экспедиции, говорит о многом. Поэтому для нас, современников, тот богословский диспут, что случился в свое время между посланником багдадского халифа Ибн Фадланом и булгарским правителем Алмас ханом, не является чем-то сверхъестественным. Алмас хан в ходе этого диспута не только не отстоял свои доктринальные и богословские взгляды, но и доказал необходимость следования им в условиях своего общества.
Само название города Болгара, государства и его народа, по одной из версий означает «ученые мужи» (белуче ир, белгуче ир). Наш народ, исполняя пророческий завет, любил и любит знание, ученых мужей и всегда тянулся к постижению нового. К моменту прибытия багдадской миссии в Болгар его жители уже и молились, и постились, и занимались науками. Невозможно представить, чтобы булгары ожидали прибытия арабов, дабы научиться у них, как молиться, как поститься в условиях северных широт. Логично и то, что впоследствии такие ученые мужи, как Шихабуддин Марджани и Муса Бигиев, в деталях изучили, рассмотрели и представили на суд всему мусульманскому миру свои исследования, связанные именно с теми вопросами, что в свое время, повергли в недоумение Ибн Фадлана.
Исламский принцип, базирующийся на утверждении пророка Мухаммеда о том, что мусульмане никогда не объединятся на заблуждении, дает нам возможность смело говорить о том, что в 922 году ислам был провозглашен официальной идеологией, религией и традицией в Булгарском государстве. Это историческое событие стало своего рода актом закрепления политического статуса Волжско-Булгарского государства. Уверен в том, что в будущем наши ученые мужи и пытливые умы найдут еще больше доказательств и подтверждений правоты народного предания о том, что ислам пришел и утвердился у наших предков именно в эпоху самого пророка Мухаммеда. Думаю, что этому будет способствовать и акт восстановления исторической справедливости, свидетелями которому стало мусульманское сообщество республики и страны. В данном случае я говорю об открытии Болгарской исламской академии.
В 1080 году булгарский ученый Ягкуб ибн Нугман стал инициатором открытия «Дар-уль-Гулюм» («Дом знаний»). Сейчас подобные учебные заведения именуются университетами. Сюда устремились искатели знаний из Багдада и Хорасана, стран и городов, которые сами являлись признанными центрами мусульманской мысли той эпохи. Таким образом, Болгар становится не только самым северным мусульманским государством и обществом, но и, наряду с Халебом, Мосулом, Балхом, Самаркандом, одним из признанных центров развития ханафитской школы мысли и права.
Один этот исторический факт уже говорит о том, что открытие, а вернее, возрождение, воссоздание этого учебного заведения само по себе является жизненной необходимостью нашего времени. Об этом очень емко и четко сказал первый Президент РТ, а ныне Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, выступая на открытии Международной научно-практической конференции «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения»: «Следует осознать этот исторический момент: сегодня мы, образно говоря, соединяем нить времен, разорванную когда-то волею судеб нашего народа и нашей страны».
Ханафитская богословская мысль в Болгаре развивалась в условиях плюрализма мнений, свойственного ханафитскому мазхабу. Кроме того, особые географические условия, многонациональность, различный уклад повседневной жизни, присутствие в обществе приверженцев иных религиозных традиций – все это накладывало свой отпечаток на развитие богословия. В конечном счете, все это стало краеугольным камнем того явления, что известно сегодня как наш и татарский, и российский ислам. Веротерпимый, добродушный, благосклонный… Его можно характеризовать по-разному, но от этого суть не поменяется. Это именно тот ислам, в котором сегодня нуждаемся все мы, и мусульмане и немусульмане, татарстанцы, россияне и не только.
Сегодня практически весь мусульманский мир, человеческая цивилизация столкнулась со страшным вызовом. У него много имен: терроризм, экстремизм, радикализм. Он пытается вещать от имени ислама, хотя и не имеет к нему никакого отношения. Но не все люди, не все мусульмане грамотны, не все обладают необходимым объемом знаний. Нам, духовенству и ученым кругам, нужно бороться за молодые и неокрепшие души, дабы не попали они в силки мнимых «наставников». В этой борьбе наше общество, да и весь мир, нуждается в большом и самоотверженном труде, настоящем джихаде ученых мужей против невежества, фанатизма, радикализма. В своем недавнем Послании к депутатам Государственного Совета РТ Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что наше общество заинтересовано в дальнейшем совершенствовании отечественного религиозного образования, и «ключевую роль в этом призвана сыграть создаваемая по поручению Президента страны Владимира Владимировича Путина Болгарская исламская академия».
У воссоздаваемой Болгарской исламской академии есть все шансы стать достойным продолжателем традиций отечественного просвещенного ислама. Академия сможет аккумулировать лучшие учебные кадры и слушателей республики, региона и страны. Ведь здесь наряду с научно-образовательным компонентом будут располагаться крупнейшая мусульманская библиотека и информационный центр. Кроме того, на базе Болгарской исламской академии предполагается разместить Центр изучения татарского богословского наследия и Центр межрелигиозного диалога.
Наипервейшей целью всех этих начинаний является необходимость подготовки крепких, образованных, всесторонне просвещенных молодых мусульманских кадров для работы в условиях 21 века, т.е. в эпоху глобализации мусульманской уммы и мирового сообщества, в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Кадры, которые будет готовить Болгарская исламская академия, будут трудиться в условиях роста всевозможных вызовов различного характера. В этом процессе, несомненно, важно и патриотическое воспитание. Несомненно, что важен и кадровый преподавательский состав академии: это должны быть лучшие религиозные и светские специалисты, узнаваемые и в Татарстане, и в России, и в мире. Иностранные кадры также должны привлекаться к образовательному процессу, прежде всего, как носители языка. В плане ментальном, конечно же, преподаватели – и арабы, и турки – далеки от нашего миропонимания, но все же лучше привлекать квалифицированные иностранные кадры у себя дома, нежели пускаться в странствие ради постижения знаний в неспокойное ближневосточное море.
Сегодня огромный пласт ханафитской литературы существует не только в качестве источников на арабском языке. Практически неизвестным остаются для читателя десятки тысяч трудов на персидском, турецком языках, а также на урду. Нужно вводить в научный оборот эти труды. Нужно изучить и популяризовать неизвестные читателю тысячи и тысячи татарских богословских трудов. Наконец, нужно создавать новые богословские труды.
Несомненно, со временем Болгарская исламская академия вновь станет таким же узнаваемым академическим центром, каким в свое время был первый булгарский мусульманский университет «Дар-уль-Гулюм». Хочется верить и в то, что Болгарская исламская академия займет свое достойное место среди таких учебных центров мусульманского мира, как «аль-Азхар» (Египет), «аль-Карауин» (Марокко), «Мир-Араб» (Узбекистан) и др.».