Исламское искусство в музеях мира

Берлинский музей исламского искусства был основан немецким искусствоведом Вильгельмом фон Боде в 1904 году. Он является частью Пергамского музея, расположенного на Музейном острове в центре столицы Германии.

Формирование исламской коллекции началось после того, как османский султан Абдул-Хамид II преподнес в подарок германскому императору Вильгельму II коллекцию древних ковров и фриз дворца в Мшатте.

Попытка фон Боде создать музей, в котором были бы собраны произведения мастеров из всего мусульманского мира, натолкнулась на жесткое противодействие консерваторов. В начале ХХ века в Европе еще мало знали о древней и самобытной культуре исламских стран. Длительная просветительская работа и настойчивость понадобились для того, чтобы преодолеть предубеждения, открыв для посетителей неизвестную для них цивилизацию.

Уже самый первый экспонат будущего музея – фриз недостроенного дворца халифа аль-Валида II ибн Язида, оказался настоящим шедевром раннего исламского искусства. Руины дворца халифа были обнаружены в 30 км к югу от нынешней столицы Иордании Аммана в 1840 году. Дворец строился в период кратковременного правления одного из последних халифов династии Омейядов аль-Валида II в 743-744 гг. Вероятно, халиф хотел построить свою резиденцию в виде великолепного замка, вдали от беспокойной столицы — Дамаска, где постоянно происходили политические волнения.

Исламское искусство в музеях мира

Осуществить  замысел аль-Валиду не удалось. Он был убит в апреле 744 года. После смерти халифа строительство дворца уже не возобновлялось. А спустя некоторое время он был разрушен землетрясением. После этого руины сооружения были занесены песком и лишь в середине XIX столетия частично раскопаны.

Фриз дворца в Мшатте представляет собой орнаментированное рельефное основание длиной 33 м и высотой 5 м с двумя надвратными башнями. Он был разбит на треугольные элементы вдоль всего фасада. В центре каждого треугольника находится по одной каменной розетте в обрамлении ажурного орнамента, ставшего впоследствии основой искусства арабески.

В период Второй мировой войны фриз из Мшатты серьезно пострадал. Авиабомба упала прямо на одну из надвратных башен. Чтобы замечательный памятник искусства смог вновь занять свое место в музее, понадобилась многолетняя работа реставраторов.

Берлинский музей исламского искусства имеет в своем распоряжении экспонаты, которые охватывают все регионы и исторические периоды. В нем представлены редчайшие экспонаты из Аль-Андалуса, Марокко, Египта, Сирии, Ирака, Персии, Афганистана, Индии и Узбекистана. Одним из самых удивительных произведений в музее является комната из Алеппо. Она была сделана сирийскими мастерами под руководством Халаба Шаха ибн Исы в начале XVII века по заказу богатого христианского купца из города Алеппо.

Комната сделана из деревянных панелей, покрытых многоцветной росписью и инкрустированна цветными металлами. Темы росписей основаны на традициях исламской книжной иллюстрации, состоящей из цветочных и геометрических композиций, выполненных в османском стиле. Кроме того, на панелях есть сюжеты из Ветхого и Нового завета. На некоторых панелях можно встретить сцены охоты и темы любовной истории Лейлы и Меджнуна поэта Низами.

В 1238 году город Гранада стал столицей одноименного эмирата. Основателем новой династии, был эмир Мухаммед I ибн Наср. В Гранаде Мухаммед I решил построить резиденцию, достойную великого мусульманского правителя, который контролировал южную часть Иберийского полуострова. Он начал сооружать великолепный дворец, получивший впоследствии название Альгамбра. Работу Мухаммеда I продолжили его наследники.

Построенный при Насридах комплекс состоит из трех дворцов: Мешуара, Комарес и Дворца львов. Кроме того, недалеко от этих дворцов, в правление эмира Мухаммеда III, был построен небольшой дворец Парталь. В 1865 году землю рядом с этим зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер. В 1891 г. он ее испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти в Германию декоративный деревянный куполообразный потолок работы мусульманских мастеров начала XIV века.

Исламское искусство в музеях мира

Купол из Альгамбры сделан из кедра и тополя. Он украшен ажурной резьбой и частично окрашен.  С 1978 г. потолок дворца Порталь выставлен в Музее исламского искусства в Берлине.

Выдающимся памятником эпохи сельджуков является михраб из мечети Бейхеким в Конье. Этот михраб (молитвенная ниша) был подарен мечети бывшим врачом султана Кылыча Арслана IV и датируется примерно 1270 годом нашей эры. Его высота 395 см, а ширина 280 см. Михраб облицован глазурованной керамической плиткой и мозаикой из фаянса.

Исламское искусство в музеях мира

Время создания михраба относится к периоду упадка государства сельджуков, который наступил после поражения султана Кей-Касрова в битве при Кёсе-Даге в 1243 году. В этот год армия Монгольской империи вторглась в Анатолию, сжигая города и села мусульман. Безжалостный враг остановился только тогда, когда султан согласился признать себя вассалом монголов. После этого поражения сельджукское государство так и не смогло восстановить свои силы.

Междоусобные войны и вмешательство монголов подрывали силы султаната, что привело к его распаду в начале XIV века. Сам султан Кылыч Арслан IV в конце своей жизни был лишь пешкой в руках монгольских наместников. Он был убит по их приказу в 1264 году, утратив всякое политическое влияние в своей стране. Конийский султанат доживал свои последние годы, но сельджукские мастера продолжали создавать великие произведения искусства, до сих пор поражающие воображение. В Конье, столице султаната, как нигде ощущалась специфика сельджукского искусства, ставшего синтезом арабской и тюркской культурных традиций. Берлинский музей исламского искусства располагает одной из самых значительных коллекций эпохи сельджуков.

После Второй мировой войны часть коллекций Музея исламского искусства попала в руки западных союзников, а часть оказалась в зоне оккупации СССР. Многие экспонаты были вывезены в Советский Союз и только в 1958 году вновь были переданы берлинским музеям. В нынешнем виде экспозиция музея сформировалась в 2000 году. Именно тогда публике стали доступны многие, ранее малоизвестные, шедевры культуры мусульманских стран.

Источник