Как исцелиться от показухи?
Все мы знаем, что такое показуха, что она сжигает деяния раба, подобно тому, как огонь сжигает древесину. А ещё мы знаем, что показуха – это малый ширк (многобожие).
Как показуха может быть многобожием? – спросите вы.
Так вот, когда твоё поклонение не направлено на то, чтобы снискать довольство Аллаха, а наоборот, ты хочешь, чтобы это увидели Его рабы, чтобы твой статус поднялся в их глазах, как же это назвать, кроме как многобожием?
Об этом мы часто слышим в проповедях из уст учёных-богословов.
Но как с этим бороться?
Я думаю, всем интересно узнать, как излечиться от этого недуга, как с ним бороться.
Во-первых, нужно понимать, что это не так просто, что для этого нужно приложить большие усилия. Потому что ещё с раннего детства мы видим, как люди приукрашивают себя для других, притворствуют, чтобы показаться в глазах друга, соседа, родственника белым и пушистым. Следовательно, это с годами всё глубже укореняется в наших сердцах, и устранить его становится всё сложнее и сложнее.
В этой статье я попытаюсь максимально коротко донести до вас, как можно устранить тягу к показному. Для этого сначала нужно узнать корни этой болезни, чтобы найти для неё подходящее лекарство.
Откуда же появляется показуха? Показуха берёт своё начало из трёх качеств:
1. любовь к похвале;
2. боязнь критики;
3. желание получить то, что есть у других, то есть деньги и богатство.
Эти три качества чаще всего заставляют нас совершать деяния напоказ.
Ни для кого не секрет, что человек намеревается делать что-то потому, что думает, что деяние принесёт ему пользу – или прямо сейчас, в данный момент, или в скором будущем. Если он поймёт, что какое-то деяние принесёт ему пользу именно сейчас, но в будущем от него будет только вред, то ему будет легко отказаться от него. Например, человек знает, что мёд сладок на вкус, однако если он узнаёт, что в него добавлен яд, то не станет его есть. У него полностью пропадёт желание пробовать этот мёд. Он не предпочтёт воздержанию наслаждение и смерть, которые ожидают его, если съест этот мёд.
Точно так же человек должен понять, какой большой вред для него содержится в показухе, чтобы у него пропало желание совершать что-то напоказ.
Верующий должен познать вред совершения деяний напоказ, а также то, что это лишает его тауфика (помощи Аллаха) ещё в этом мире, не говоря о том, что его степень падает перед Аллахом в мире Вечном, и он подвергает себя гневу Всевышнего, а также великому наказанию в День суда.
Верующий должен познать, что он будет опозорен перед всеми, когда к нему будут взывать: «О грешник, о лжец, о развратник, как же ты не постеснялся продать поклонение Аллаху за мирское признание? Ты посчитал презренным поклонение Аллаху?! Ты полюбился людям, но стал ненавистным для Аллаха. Ты приблизился к людям, но отдалился от Аллаха».
Когда раб Всевышнего осознает это всё, проанализирует, чего он лишается в Ахирате, поразмыслит, какое это унижение, тогда как одно его хорошее деяние могло бы перевесить все его плохие деяния, будучи совершено искренне, но из-за показухи это деяние превратится в пыль и это станет причиной того, что его плохие деяние перевесят и его отправят в Ад, когда он осознает это всё, и это утвердится в его сердце, у него пропадёт желание делать что-то напоказ, его сердце обратится к Аллаху, и его деяния станут искренними.
Есть одно чувство, которое, будучи преобладающим в сердце, затмевает все другие его чувства – это любовь. Пусть в наших сердцах укрепится любовь к Аллаху, чтобы нас не волновало ничто, кроме Его довольства.
Да поможет нам Аллах очистить наши сердца от показухи и лицемерия. Пусть нашей целью станет довольство Всевышнего.