Когда и где состоится второе пришествие пророка Исы (мир ему)?
Пророк Иса (алейхи салям), известный по Библии как Иисус Христос, занимает особое место в исламе. Уникальная роль Исы (алейхи салям), проявляется в том, что он единственный пророк, который дважды побывает на земле, – до своего вознесения и в Судный день. И второе – пророк Иса (алейхи салям) завершит цикл человеческой истории и установит на грешной земле царство добра и справедливости.
Согласно исламским представлениям, пророк Иса (алейхи салям) не был распят на кресте (как написано в Библии), а был вознесен прямиком ко Всевышнему. Все, что мы узнали из Корана, со всей очевидностью указывает нам, что пророк Иса (алейхи салям) не умер во время распятия, а был вознесен к Аллаху. В частности, после ложного доноса его недоброжелателей римским властям о том, что пророк Иса (алейхи салям) якобы собирается стать царем независимой Иудеи, дом посланника Всевышнего был окружен солдатами. В это время Иса (алейхи салям), был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. По призыву пророка один из его учеников добровольно согласился принять мученическую смерть вместо Исы (алейхи салям).
И Всевышний изменил его облик на облик посланника, так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса (алейхи салям) впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний.
«Вот сказал Аллах: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали» (Коран 3: 55).
Таким образом кораническая интерпретация исчезновения и повторного явления на Землю пророка Исы-Иисуса Христа, выглядит более логичной, последовательной и, как ни странно, более правдоподобной, нежели библейская версия тех событий.
Однако в Коране особое внимание уделяется второму пришествию пророка Исы на Землю, которое должно стать не менее важным событием нежели первый этап его земной жизни.
«И будет на мне мир и в день, когда я родился, и в день моей смерти, и в [Судный] день, когда я буду воскрешен» (сура «Марйам», 19:33)
Если сопоставить этот аят с с 55 аятом 3 Суры «Аль ‘Имран», процитированным чуть выше, то здесь еще подчеркивается, что пророк Иса (алейхи салям) не умер и, следовательно, не воскресал. В суре «Аль ‘Имран» указывается на вознесение Исы (алейхи салям) к Всевышнему, а в 33 аяте Суры «Марйам» речь идет о конце земного пути пророка Исы (алейхи салям). Таким образом еще раз подчеркивается что его смерть наступит только после его повторного возращения в земной мир, и на Землю и определенного срока жизни на ней.
Второе появление пророка Исы станет одним из знамений надвигающегося Судного Дня:
«Истинно, он (‘Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь» (сура «Аз Зухруф», 43:61).
По поводу его места восшествия на Землю существуют две версии. Первая наиболее популярная: он спустится на Землю возле юго-западного минарета мечети Омейядов в Дамаске.
Учитывая, что никому на Земле кроме самого Всевышнего дата Судного Дня абсолютно неизвестна, имам этой мечети каждый день стелет новый ковер под минаретом на месте предполагаемого прихода пророка Исы. Считается, что второе пришествие пророка Исы (алейхи салям) состоится в канун битвы мусульман с Даджалом. Иса придет на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход. «Они будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы придет Иса» (Муслим, Фитан 34, 2897). «На нем будет два одеяния цвета земли».
В хадисе, переданном со слов Джабира, говорится, что к нему подойдет лидер мусульман и предложит ему встать на месте имама и провести молитву, однако Иса откажется (Муслим, Иман 247) и «встанет на намаз за ним» как все остальные верующие.
Согласно второй версии, местом предполагаемого возвращения посланника Аллаха является мечеть «Аль-акса» в Палестине.
Его приход на Землю является также одним из признаков скорого наступления Судного Дня.
«Явление его (Исы) возвестило о [Судном] часе» (Коран, 43: 61).
Основная его роль будет уже не пророческой, т.к. он будет руководствоваться уже Кораном ниспосланным Всевышним через последнего своего посланника – пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Спустившись пророк Иса (алейхи салям) убьет Даджала-Антихриста и, благодаря мольбе Исы Богу, человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа. После этого он станет правителем и установит справедливое мироустройство, будет побеждена бедность и социальное неравенство. Людей писания (иудеев и христиан) больше не будет, т.к. после его второго пришествия отпадут всякие сомнений относительно происхождения и роли пророка в судьбе человечества. То есть даже Люди Писания признают истинность ислама и Корана.
Все события, связанные со вторым пришествием Исы, приводятся в авторитетных сборниках хадисов пророка Мухаммада.
В одном из достоверных хадисов Ибн-и Аббаса говорится, что пророк Иса (алейхи салям), будучи молодым, в начале 30 летнего периода был вознесен на небо (в представлении христианской Библии это 33 года), но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Большинство исламских богословов, опираясь на этот хадис, делают вывод, что пророк Иса (алейхи салям) встретить свою старость именно после своего повторного возвращения на землю, и рассматривают этот аят, как еще одно доказательство его предстоящего прихода. Правда, сколько времени он пребудет на Земле до своей смерти, единого мнения нет.
Считается, что после своей смерти пророк Иса (алейхи салям) будет захоронен в Медине рядом с пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). В мечети Пророка уже отведено место для будущей могилы Исы (алейхи салям).