Когда пост в Рамадан стал одним из столпов ислама?
Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша‘бан во втором году по хиджре. Пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также людям Писания (иудеям и христианам), жившим во времена посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллам).
«О верующие! Предписан вам пост [в месяц Рамадан] так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (аль-Бакара, 183).
Муаз ибн Джабаль (радыяллаху ‘анху) сказал: «Намаз (молитва) прошёл три этапа, и пост прошёл три этапа».
Первый этап, мекканский
Вначале Пророк (салаллаху алейхи ва саллам) добровольно постился три дня в каждом месяце и в день Ашура. От Абу Зарра (радыяллаху ‘анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллам) сказал:
«Тот, кто постится по три дня ежемесячно, подобен тому, кто постится постоянно. Аллах Великий и Всемогущий ниспослал подтверждение этому в Своей Книге: «Кто придет с хорошим поступком, то ему [по щедрости Всевышнего Аллаха полагается воздаяние в] десять [его] подобий [десятикратная награда]» (аль-Ан’ам, 160), а один день равнозначен десяти дням!» (ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
«Жители Хайбара (иудеи) постились в день Ашура, считали его праздником и надевали на своих женщин украшения и красивые одежды, и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллам) сказал:
«Поститесь и вы в этот день» (Муслим).
Мать правоверных Аиша (радыяллаху ‘анха) говорит:
«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллам) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит» (Бухари).
В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался и христианами. Пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.
Второй этап, мединский
Этот же пост стал обязательным, но постящийся мог делать выбор между постом и кормлением бедняков за каждый пропущенный день. Мусульманин должен был поститься тридцать семь дней (три дня каждого месяца и два дня Ашуры) на протяжении года или накормить такое же количество бедняков. Этот этап продлился год.
«[Пост – это] Считанные дни. А кто из вас болен или в пути, [в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время. А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка» (аль-Бакара, 183-184).
Третий этап, мединский (со второго года хиджры и по сей день)
Аллах ниспослал веление, что мусульмане должны держать пост в Рамадан от начала и до конца, в обязательном порядке. В Рамадан уже не было выбора между постом и кормлением, но при этом оставались облегчения относительно путников, больных и немощных (Абу Дауд).
После этого пост в день Ашура, и по три дня в каждом месяце, остался как добровольное поклонение. Аллах говорит об этом:
«Рамадан – [это месяц], в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доказательство истинного пути и различение [между истиной и ложью]. И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится!» (аль-Бакара, 185).
С тех пор пост в месяц Рамадан стал обязательным столпом ислама, времени прихода которого верующие каждый год ждут с нетерпением, увеличивая в этот период чтение Корана, дополнительные молитвы, поминание (азкары, зикр) и совершение благих дел.