Кто жил на земле до сотворения человека?
Исходя из некоторых аятов Корана, становится ясно, что до сотворения людей на земле жили существа, которые, как и люди, несли ответственность за свои деяния перед Всевышним.
Однако невозможно точно сказать, что это были за существа. Но среди алимов получило распространение мнение, что до сотворения человека землю населял некий вид джиннов, однако за то, что они сеяли беспорядок и вражду, они были уничтожены и заменены людьми.
Многие алимы в качестве подтверждения этого мнения приводили следующий аят: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара 2/30). Давая толкование этому аяту, муфассиры говорили, что он касается очень многих аспектов, в том числе охватывает знание о тех существах, которые населяли землю до того, как бы сотворен Адам (алейхис-салам).
Абдуллах ибн Умар (радыяллаху ‘анху) сказал: «Джинны из рода Бану Джанн, жили на земле за две тысячи лет до сотворения Адама (алейхис-салам). Но поскольку они сеяли на земле смуту, нечестие и проливали кровь, Аллах наслал на них армию ангелов. Остатки джиннов, разгромленных ангелами, вынуждены были укрыться на островах в море. Вслед за этим Аллах Всевышний сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника».
Сообщается, что Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) сказал: «Человек был сотворен из глины. До человека на земле жили джинны. Они проливали кровь на земле, убивая друг друга. Тогда Аллах Всевышний наслал на них армию ангелов под командованием Иблиса. Армия ангелов во главе с Иблисом разгромила джиннов, остатки которых были вынуждены бежать на острова в море. После этой победы Иблис почувствовал самодовольство, говоря: «Я сделал то, что не смог сделать никто до меня». Аллах Всевышний сказал ангелам, находившимся вместе с Иблисом: «Я установлю на земле наместника». В ответ на это ангелы спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь» (Табери, Тафсир, I,195-214).