Как заслужить довольство родителей после их смерти
Самыми близкими людьми для нас являются наши родители. Они очень любят нас, думают о нашем благополучии больше, чем о своём, а наши проблемы огорчают их чаще своих проблем.
Мы тоже, конечно, должны любить и уважать своих родителей, ибо наша религия предписывает почитать родителей и относиться к ним со всем уважением вне зависимости от того, как родители относятся к ребёнку.
Всевышний Аллах Коране сказал:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَـامَى وَالْمَسَـاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِوَالصَّاحِبِ بِالجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَـانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُوراً
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим в родстве с вами, собратьям (по ремеслу), путникам и тем, кем владеете вы. Воистину, не любит Аллах гордецов и спесивцев». (сура ан-Ниса: 36)
К большому сожалению, не все дети должным образом почитают своих родителей и проявляют к ним уважение. Следовательно, родители не всегда довольны такими детьми. Хвала Всевышнему, многие из таких детей исправляют свои ошибки, но некоторые не успевают добиться довольства родителей, потеряв их раньше, чем ожидали.
Однако для таких детей не всё потеряно. Они смогут добиться довольства своих родителей и после их смерти, если последовать советам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам).
Следовать этим советам могут не только они, но и все дети, у которых умерли родители. Это будет благодарностью за ту заботу, которую они проявляли к нам в детские годы и не только.
Каждому из нас следует совершать благодеяния за родителей и тем самым приносить им добро и после их смерти. Это будет с нашей стороны проявлением почтения к родителям и благодарностью за всё, что они сделали для нас.
Можно добиться довольства родителей и после их смерти, совершая следующие благодеяния:
1. дуа за родителей;
От Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не прекращает нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
2. укрепление родственных связей с друзьями родителей и с теми, кого они любили;
От Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
إنّ أَبَرَّ البرِّ أَنْ يَصِلَ الرَّجُلُ وُدَّ أَبيهِ
«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал хорошие отношения с теми, кого любил его отец». (Муслим, 2552)
Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) и праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах), следуя наставлениям Пророка, всегда поддерживали родственные отношения с друзьями отцов, почитали их и проявляли к ним большое уважение.
От Абу Бурды (радыяллаху ‘анху) передаётся:
قَدِمْتُ الْمَدِينَةَ، فَأَتَانِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ، فقَالَ: أَتَدْرِي لِمَ أَتَيْتُكَ؟، قَالَ: قُلْتُ: لَا، قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَصِلَ أَبَاهُ فِي قَبْرِهِ، فَلْيَصِلْ إِخْوَانَ أَبِيهِ بَعْدَهُ وَإِنَّهُ كَانَ بَيْنَ أَبِي عُمَرَ وَبَيْنَ أَبِيكَ إِخَاءٌ وَوُدٌّ، فَأَحْبَبْتُ أَنْ أَصِلَ ذَاكَ
«Когда я прибыл в Медину, ко мне пришёл Абдуллах Ибн Умар и сказал: «Знаешь ли, почему я пришел к тебе?» Я ответил: «Нет«. Тогда он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил: «Кто хочет поддерживать родственные связи со своим отцом, когда он уже находится в могиле, пусть поддерживает отношения с братьями своего отца«. А между моим отцом Умаром (радыяллаху ‘анху) и твоим отцом (Абу Мусой аль-Аш’ари) были братские отношения и привязанность, и я хочу поддерживать их»». (Ибн Хиббан, 432)
3. выплата (погашение) долгов родителей;
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он сказал:
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ، أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ، قَالَ: فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى
«Однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) пришёл некий человек и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост за неё?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным»». (Бухари», 1852; Муслим, 1148)
4. истигфар за родителей и исполнение их обещаний;
От Абу Усайда Малика бин Раби’а ас-Са’иди (радыяллаху ‘анху) передаётся:
بَيْنَا نَحْنُ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذْ جَاءَهُ رَجُلٌ مِنْ بَنِي سَلَمَةَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، هَلْ بَقِيَ مِنْ بِرِّ أَبَوَيَّ شَيْءٌ أَبَرُّهُمَا بِهِ بَعْدَ مَوْتِهِمَا؟ قَالَ: نَعَمْ الصَّلَاةُ عَلَيْهِمَا، وَالِاسْتِغْفَارُ لَهُمَا، وَإِنْفَاذُ عَهْدِهِمَا مِنْ بَعْدِهِمَا، وَصِلَةُ الرَّحِمِ الَّتِي لَا تُوصَلُ إِلَّا بِهِمَا، وَإِكْرَامُ صَدِيقِهِمَا
«Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), к нему пришёл человек из племени Бану Салама и спросил: «О Посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил: «Да, если будешь молиться за них (обращаться к Аллаху с мольбами за них), просить у Аллаха прощения для них (истигфар), выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Абу Дауд, 5142; Ибн Маджах, 3664)
5. садака за родителей;
От ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ أُمِّيَ افْتُلِتَتْ نَفْسَهَا وَلَمْ تُوصِ، وَأَظُنُّهَا لَوْ تَكَلَّمَتْ تَصَدَّقَتْ، أَفَلَهَا أَجْرٌ، إِنْ تَصَدَّقْتُ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ
«Один человек пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась, не оставив завещания, но я думаю, что если бы она заговорила перед смертью, то непременно велела бы раздать милостыню. Получит ли она вознаграждение, если я раздам милостыню (садака) за неё?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил ему: «Да«». (Бухари, 1388; Муслим, 1004; Ибн Маджах, 2717; Ибн Хиббан, 3353)
6. посещение могил родителей и чтение возле них Корана.
От Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) передаётся, что самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.
Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (радыяллаху ‘анху) передаётся, что он слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру Ясин, тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
Абсолютное большинство учёных-богословов согласны с тем, что вознаграждение за чтение Корана и за другие благодеяния доходит до покойных, особенно до родителей.
Если человек при жизни не почитал родителей не проявлял к ним уважения, не относился к ним подобающе их положению и мучал их, то после их смерти ему следует непрестанно совершать за них дуа, истигфар, раздавать милостыню, проявлять почтение к их друзьям, посещать их могилы и совершать всё, что может принести им пользу.
Если Всевышний Аллах пожелает, Он может простить такого человека, ибо он, совершая все эти благодеяния для своих родителей, повинуется им, не причиняет им вред и мучения и исполняет свой долг перед ними.