Мечети – лицо уммы

Мечеть по-арабски звучит «Аль-масджид», переводится как «место, где совершаются земные поклоны». При этом мечеть в Исламе является не только местом для выполнения исламских ритуалов.

Уместно также сделать особый акцент на трех мечетях — Запретная мечеть (Масджид Аль-Харам), возведенная вокруг священной Каабы — Дома Аллаха, Аль-Акса в Иерусалиме и Мечеть Пророка в Медине…

Эти три мечети стали центрами важнейших событий в истории ниспослания и распространения Ислама, и, как следует из изречений Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, города, в которых они находятся, станут центрами важных исторических событий и перед Судным днем.

Несомненно, роль мечетей в Исламе с первых дней их существования, велика и разнообразна. К сожалению, мы стали забывать об этом. И сегодня зачастую мечеть воспринимается нами лишь как помещение для совершения молитвы. Так сложилось, что в нашей стране мусульмане заскакивают в ближайшую мечеть лишь для того, чтобы быстро совершить положенные намазы и умчаться на работу или в институт. И это одна из важнейших проблем, которую необходимо решить. Мечеть вновь должна стать центром жизни мусульман. Поэтому в последние годы все большее количество мусульман понимают, что мечети в новом, стремительно развивающемся мире должны сформировать новую концепцию развития этого института.

Для того чтобы понять подлинную роль мечети в жизни уммы и нормы поведения в ней, необходимо обратиться к Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. В его времена мечеть выполняла самые разные функции. Когда Посланник Аллаха переселился в Медину, то в первую очередь он построил не дом и не торговую лавку, а мечеть «Аль-Куба». Именно в этой маленькой мечети, с крышей из листьев, внутри которой не было ни ковров, ни дорогих украшений, и произошли события, до сих пор поражающие человечество:

— в этой мечети Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединил и побратал мухаджиров и ансаров, они стали братьями и сестрами по вере;

— в мечети хранили казну (байт аль-мал);

— в мечети судили людей за грехи, проступки и преступления;

— в мечети принимали послов и высокопоставленных лиц из других стран;

— в мечети решались самые крупные проблемы мусульман;

— в мечети взрослые и дети получали знания.

Главное, безусловно, мечеть Пророка была тем местом, где верующие собирались для совершения пятикратной коллективной молитвы. Посланник Аллаха говорил: «Коллективная молитва превосходит одиночную в 27 раз. Каждый, кто совершит должным образом омовение, а затем направится в мечеть, его каждый шаг будет стирать одно из его плохих деяний и возвышать его степень в Раю. Если он войдет в мечеть и приступит к молитве, ангелы будут молить Аллаха простить его и ниспослать ему Свою милость, произнося: «О, Аллах! Помилуй его и прости!» И каждый ожидающий очередной молитвы будет продолжать получать награду, подобную той, которая даруется за совершение молитвы».

Мечеть Пророка была открыта для всех: мужчин и женщин, молодежи, детей и стариков, арабов и представителей других народов, чего, к сожалению, мы иногда не видим сейчас. Сегодня, особенно на Западе, можно увидеть отдельные мечети для арабов, турок, африканцев, мечети для последователей определенных мусульманских групп или направлений и т. д. А ведь сподвижники Пророка были представителями самых разных племен и народов, они отличались друг от друга, но молились все вместе.

Также мечеть Пророка была тем местом, куда мог зайти любой человек, интересующийся Исламом, чтобы задать волнующие его вопросы. Мечеть — это и место проведения собраний и обсуждения важных вопросов. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, обычно собирал своих сподвижников в мечети для обсуждения серьезных вопросов. Именно там принимались наиболее важные решения.

В мечети Пророка неграмотных учили читать и писать. Вся ранняя мусульманская цивилизация смогла получить развитие благодаря знаниям, приобретенным в мечетях. При этом предназначение мечетей не только в том, чтобы просто собирать верующих. Дома Аллаха призваны побуждать людей к взаимодействию друг с другом на основе братства, сотрудничества, взаимопомощи и стремления к довольству Всевышнего. Аллах Всевышний говорит: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (Коран, 24:36).

Абдулла ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, отмечал, что, конечно, у каждого в доме найдется место для молитвы, но если люди перестанут ходить в мечеть и начнут совершать намазы дома, то они оставят Сунну Посланника Аллаха. А если это произойдет, то мусульмане непременно собьются с верного пути.

Одним из предназначений мечети является также воспитание в мусульманах чувства единства, сплоченности, коллективной дисциплины, так, чтобы умма представляла собой единое, крепкое тело. Вклад мечети в данное воспитание начинается с дисциплины выравнивания рядов, которому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал очень большое значение.

Ибн Масгуд также передает что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Выстраивайтесь в линию и становитесь плечом к плечу. Не оставляйте между собой промежутков для шайтана, в которые он может проникать. Каждого, кто заполнит промежуток в ряду, Аллах вознаградит. А каждый, кто разорвет ряд, Аллах отвернется от него».

Сегодня имамам мечетей необходим ориентированный на прихожанина подход, способствующий тому, чтобы посетитель мечети был максимально удовлетворен качеством предлагаемых услуг. К сожалению, пришедший человек порой встречает в мечети не только лучших представителей уммы, интересных и набожных людей, а тех, кто собственным видом и поведением способен скорее оттолкнуть от Ислама, нежели привлечь к нему или помочь человеку сделать первые шаги в религии. Излишне и говорить, что подобные представители не придают российским мечетям привлекательный вид. Некоторые из них пытаются прихожанам мечети объяснить, если не навязать, свое понимание Ислама. Все это отталкивает мыслящих и интеллектуально развитых людей. Ведь мужчины и женщины приходят в мечеть, преисполненные желания внять призыву Аллаха и получить духовную разрядку. Безусловно, мечеть должна восстановить свой статус центра общественной жизни мусульман. К сожалению, сегодня это далеко не так. Доходит до того, что в некоторых мечетях не проводится ничего, кроме намаза. Хотя именно в мечетях должна сосредотачиваться вся исламская активность.

Что касается самих мечетей, то отсутствие исламской эстетики в поведении и манере общения у прихожан — часто бросающийся в глаза элемент. Порой в углах мечети полнозвучно храпят так называемые «богобоязненные» прихожане, пришедшие за духовной пищей. Нет и надлежащей вежливости среди мусульман, а зачастую мечеть становится площадкой невоздержанных споров между представителями разных групп и общин. Прихожанам надо помнить, что мечети работают в унисон своему уставу, радеют за сохранение традиционных духовных ценностей своего народа и следуют ханафитскому мазхабу.

В общем, можно с грустью констатировать, что пока у нас мечети не являются средоточием интеллектуальной и общественной жизни уммы. Так каким же образом российским мусульманам следует развивать «культуру мечети» в широком смысле слова?

Прежде всего нельзя забывать, что мечеть — это место поклонения в самом широком смысле слова, в том числе и в социальных аспектах, так как социальная ответственность мусульманина — тоже есть поклонение Всевышнему. Мечеть — это в том числе место поддержания связи между мусульманами. Сегодняшние реалии показывают, что должен измениться и сам облик дома Аллаха, порядок организации его деятельности. Поэтому в сегодняшние дни инфраструктура мечетей дополняется такими новыми вещами, как аудиосистемы для усиления звука, электронные табло, показывающие время намаза, учебные классы, лекционные залы, исламские магазины, кафе-халяль, автомобильные парковки, даже поощряется открытие фитнес-центров.

Немаловажно сегодня усиление внимания к проведению различных ознакомительных «мероприятий для немусульман с целью как можно более полного информирования о предназначении мечети, ее роли в жизни мусульман, о природе исламской религии и мусульманской культуры. Проводятся экскурсии по мечети для всех желающих, дни открытых дверей, ознакомительные семинары, лекции.

В современных условиях мечети должны ценить время своих прихожан. Более конкретно это выражается в том, чтобы не затягивать пятничные проповеди, не удлинять чрезмерно саму молитву. К сожалению, многие современные имамы не могут учесть такой фактор, как страшный дефицит времени современных мусульман. Кроме того, в каждом деле служащим дома Аллаха необходимо стремиться к достижению самых высоких результатов в деле развития программ, которые отвечают нуждам прихожан. «Если ты за что-то берешься, то делай это хорошо».

Руководство и работники мечети должны быть способны вырабатывать эффективные решения, привлекать каждого прихожанина к решению проблем. Кроме того, люди, ответственные за пятничные проповеди, лекции и уроки, обязаны готовить их на высоком профессиональном уровне. Нельзя забывать о традициях народа, главным образом, надо уделять внимание популяризации традиционных духовных ценностей. Это означает, что проповеди и уроки должны преподноситься подготовленными и знающими людьми. Надо стремиться к тому, чтобы прихожанин, совершив намаз в мечети, смог бы найти для себя занятие по душе: послушать лекцию или чтение Корана, принять участие в конкурсе на исламские темы или в заседании дискуссионного клуба, смог стать членом общественного отдела, например, по сбору и распределению закята и другой благотворительной помощи. В некоторых современных мечетях существуют также библиотеки, курсы компьютерной грамотности или иностранных языков. Но пока, к сожалению, это, скорее, исключение, чем правило, хотя сейчас мечеть предполагает наличие ноу-хау, не противоречащих исламским ценностям. Мечеть в определенном плане должна быть и домом для верующего. Каждый верующий имеет право совершать свое поклонение в мечети в спокойной обстановке, аккуратно и полноценным образом. Атмосфера мечети должна вселять в прихожан чувство, что они могут здесь предаться поклонению в спокойствии и с удовольствием, что мечеть действительно является их домом и что она всегда готова гостеприимно встретить их.

Также в сегодняшних реалиях наблюдается дефицит здорового взаимообмена мнениями и пожеланиями между администрацией мечети и посетителями.

При этом сами прихожане обязаны строго соблюдать нормы поведения в мечети. Они также, по возможности, должны помогать ей. Ведь поддержание мечетей на должном уровне — это коллективная обязанность всех мусульман, а не только имамов и служащих, Нельзя забывать, мечети — дома Аллаха и лицо уммы! И если порядок в них «не будет поддерживаться на максимальном уровне, если в них не будет бурлить духовная, интеллектуальная и социальная жизнь, если они не станут центрами коммуникации и формирования исламского взгляда на современный мир», то вряд ли можно будет говорить об интеллектуальном росте российской уммы.

 Источник