О деяниях в праздничный день Курбан-байрам
В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
Желательные действия
В праздничный день желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир в Курбан-байрам — вслух. Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
О порядке совершения праздничного намаза.
‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Праздничный намаз является ваджибом для всех тех, кому обязателен намаз аль-джум`а.
Праздничный намаз состоит из 2-х рака’атов и читается коллективно.
В этом намазе отсутствует азан и икама.
Праздничная хутба является сунной и читается имамом после намаза.
Праздничный намаз отличается от других намазов тем, что в этом намазе есть шесть дополнительных такбиров. Три из них — в первом рака’ате и три такбира — во втором рака’ате.
Как совершается праздничный намаз
1-й рака’ат.
1. Джама’ат (молящиеся) становится ровными рядами за имамом. Каждый из участников намаза совершает намерение: ‘Намерился выполнить намаз Курбан-Байрама, следуя за имамом ради Аллаhа’
2. Имам с поднятием рук произносит: ‘Аллаhу Акбар’, Джама’ат повторяет это за имамом, затем молящиеся складывают руки на животе (женщины — на груди).
3. Имам и Джама’ат читают шепотом дуа ‘Субханака’. После этого произносят три дополнительных такбира следующим образом:
Первый такбир: имам вслух (Джама’ат шепотом) произносит такбир ‘Аллаhу Акбар’, поднимая при этом руки (как во время Такбирату-ль-ифтитах), затем опускают руки.
Второй такбир: после короткой паузы имам таким же образом произносит второй такбир и опускает руки.
Третий такбир: сделав паузу, имам делает третий такбир, после чего имам и все молящиеся смыкают руки.
Во время исполнения такбиров Джама’ат повторяет все действия за имамом.
4. Затем имам шепотом читает ‘А’узу-Бисмил-лях’ и вслух начинает читать суру ‘аль-Фатиха’ и другую суру из Корана, а Джама’ат в это время ничего не читает, только слушает имама.
5. Имам и Джама’ат совершают руку’у и суджуд, после чего встают на 2-й рака’ат и складывают руки.
2-й рака’ат.
6. Имам читает шепотом ‘Бисмил-лях’, затем вслух суру ‘аль-Фатиха’ и другую суру. Потом так же, как и в первом рака’ате, имам громко произносит три такбира ‘Аллаhу Акбар’, делая паузу между ними.
После третьего такбира, не смыкая рук, сказав ‘Аллаhу Акбар’, совершает руку’у и суджуды, после чего совершается последнее сидение.
7. Сидя, имам и Джама’ат читают шепотом последовательно: ‘ат-Тахият’, ‘Салават’, дуа ‘Раббана атина’. Затем выполняют ас-Салям. Поворачивают голову направо и налево, произнося ‘ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах’ и завершают намаз. После намаза имам читает праздничную хутбу (проповедь). Затем зачитываются отрывки из Священного Корана, совершается молитва о принятие намаза и благословении Курбан – байрама. После этого молящиеся расходятся и наступает время для жертвоприношения.