«О, Тот, который озаряет своим светом темноту»

«И, поистине, за трудностью – облегчение. Поистине, за трудностью – облегчение» (аль-Инширах, 5-6)

Первые годы пророчества

Курайшиты дали клятву, что они не будут заключать браки и совершать торговые сделки с родами бану Хашим и Абдуль-мутталиб, пока те не выдадут им посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Возможные пути доставки к ним продовольствия были перекрыты. Люди были вынуждены употреблять в пищу листья деревьев и кожу животных. В таком трудном положении они пребывали три года.

Год скорби и печали

Последовательно ушли из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Талиб и Хадиджа (радыяллаху ‘анхум), которые являлись для него верной опорой и защитой. Постоянные нападки, унижения, притеснения со стороны курайшитов только усиливались.

Переселение в Таиф

В таком тяжелом состоянии Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился в город Таиф в надежде на то, что его жители ответят на призыв или предоставят ему убежище. Однако, и там он не нашел ни убежища, ни поддержки. Более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) провел в Таифе десять дней, встречаясь с людьми и призывая уверовать в Единого Бога, но все они восклицали: «Уходи из нашего города!» Когда же он уходил, эти люди вместе с рабами следовали за ним, понося его, громко вопя и закидывая камнями. Они забросали Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) камнями так, что ноги у него были в крови. Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) сопровождал Зайд ибн Харис (радыяллаху ‘анху). Он как мог прикрывал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) своим телом, и получил несколько ранений в голову.

И это продолжалось до тех пор, пока лучший из рода человеческого (саллаллаху алейхи ва саллям) не добрался до виноградника, находившегося на расстоянии трех миль от Таифа. Только тогда нападавшие отстали. Измученный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подошел к виноградному кусту и сел в его тени, а позже воззвал к Аллаху с удивительной мольбой:

«О, Аллах! Только у Тебя я прошу спасения от своего бессилия и унижений со стороны других. О, Милостивый из всех милостивых, ты Господь слабых! В чьи же руки Ты меня передаешь? Тех чужаков, которые, едва увидев меня, меняются в лице, или же сильных врагов? О, Аллах! Если Ты не гневаешься на меня, то для меня все остальное не столь важно. Мне достаточно Твоей защиты и покровительства. Я ищу убежища от Твоего гнева и наказания только у Тебя. О, Тот, который озаряет своим светом темноту, ведь важно лишь Твое довольство. Поистине, только Ты обладаешь истинной Силой и Властью».

Мольба эта была наполнена, с одной стороны верностью Всевышнему, боязнью Его гнева, преданностью возложенной пророческой миссии, а с другой – печалью из-за обрушившихся на него бедствий, а также сожалением о том, что люди не внемлют его призыву. Откровения от Всевышнего прекращаются. Передается, что, когда откровение перестало на пятнадцать дней приходить к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), мекканские язычники стали смеяться над ним, говоря, что его Господь его оставил и возненавидел. Всевышний Аллах в ответ им ниспослал эту суру (Бухари, Муслим):

«Не покинул тебя [о Мухаммад] твой Господь и не возненавидел. И, поистине, будущая [жизнь] лучше для тебя, чем нынешняя. Господь твой обязательно воздаст тебе [в будущем благом], так что ты будешь доволен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не приютил? И Он нашел тебя потерявшим [верный] путь и наставил тебя [даровав знание законов Аллаха]. И Он нашел тебя бедным и обогатил?» (ад-Духа, 3-8).

Таким образом Всевышний Аллах перечислил и подтвердил блага, которыми Он одарил своего посланника (саллаллаху алейхи ва саллям).

За любой тяжестью приходит облегчение. Господь миров сообщает пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Поистине, Мы даровали тебе явную победу…, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и наставил тебя на прямой путь и чтобы Аллах помог тебе достойной помощью. Он – Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их вера укрепилась» (аль-Фатх, 1-4).

Жизнеописание Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является для нас прекрасным примером терпения, внутренней стойкости. Мы видим, что какие бы испытания не проходил посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он оставался верен Аллаху и тому, с чем он пришел, а также сам был в высшей степени милосерден и сострадателен к окружающим его людям.

«В Посланнике Аллаха для вас – прекрасный пример, для тех, кто надеется на Аллаха и Судный день и поминает Аллаха много [и часто]» (аль-Ахзаб, 21).

Абдулла ибн `Амр (радыяллаху ‘анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Преуспеет человек, который примет ислам, получит в удел то, чего ему будет достаточно, и по воле Аллаха удовольствуется тем, что Он дарует ему» (Муслим).