Основной доклад: Фарида хазрата Салмана на X Международной исламской богословской конференции
Директора Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарида хазрата Салмана на X Международной исламской богословской конференции «Написание Священного Корана: между аутентичностью и современностью»
بســـــــــــم الله الرحـمـن الرحـيـم
Хвала Аллаху, Творцу мироздания, сказавшему в Своем слове
وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ
(И облегчили Мы Коран для поминания)
И да благословит Он своего любимца, нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), в присущей ему великой искренности учившем свою умму словами:
يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَبَشِّرُوا وَلَا تُنَفِّرُوا
«Облегчайте, и не усложняйте, радуйте, и не отвращайте».
Да благословит его Всевышний Аллах, его род и сподвижников и приветствует!
Уважаемое высокое собрание!
Приветствую Вас всех молитвенным приветствием о мире, божьем милосердии и благодати.
و السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
По воле Всевышнего Аллаха, город Казань был наделён этой высокой миссией служения Его Священной Книге. Внося свой вклад в дальнейшее развитие коранических наук Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан сегодня проводит X Международную исламскую конференцию.
Тема нынешней ежегодной Конференции определена как «Написание Священного Корана: между аутентичностью и современностью».
Уважаемое высокое собрание!
Процесс фиксирования, записи и написания Священного Слова Всевышнего Аллаха начался с момента его ниспослания своему Посланнику и любимцу нашему господину Мухаммаду (ﷺ) и, в том или ином виде, продолжается по сей день.
На благословенной земле Хиджаза Ниспослание Всевышнего Аллаха было со старанием собрано, тщательно зафиксировано и соединено воедино в Благородный мусхаф. Эта работа с успехом была выполнена комиссией хазрата Зайдаибн Сабита (да будет доволен им Аллах).
Священная Книга в письменном виде была запечатлена особым и единственным в своем роде способом передачи, вошедшей в историю под названием «Ар-Расм аль-‘Усмани». Будучи инновационным в своевремя оно остается таковым и сегодня. Уникальная консонантная система письма позволила обеспечить вариативность чтения священного Корана в соответствии с семью харфами. Запись в соответствии с правилами, которых придерживалась османовская комиссия, фиксировала на письме только согласные звуки.
Использованный метод передачи священного текста стал не только результатом великим труда первого поколения правоверных мусульман, но и подвигнул следующее поколение хранителей Слова Аллаха из числа ученых мужей к дальнейшему развитию науки о фиксации Священного Корана.
В дальнейшем объективные причины привели к возникновению другой, неотъемлемой части науки о чтении Священного Корана, известной как науки о диакритических знаках и настройках, т.е. знании о надстрочных и подстрочных знаков, значков, символов, указывающих на то или иное правило чтения Книги. Без знания этой науки невозможно правильно читать и постигать Благородную книгу Всевышнего Аллаха.
И, впервые в истории коранической науки, на благодатной земле Ирака написание текста Священного Корана был усовершенствовано. Эта работа была выполнена группой из тридцати писцов под руководством Абу аль-Асвада ад-Ду‘али (ум. 688). Дальнейшая работа над усовершенствованием коранических огласовок была продолжена басрийским грамматиком аль-Халилем аль-Фарахиди(ум. 791). Была внедрена система диакритических знаков, ныне известной, как и‘джа̄м (ар. إعجام) или накт (ар. نقط). Весь текст Корана, включая диакритические знаки и огласовки, стал оформляться одним шрифтом. Следующим шагом для облегчения чтения Корана стала расстановка в тексте особых символов или значков, указывающих, следует ли делать паузу в тексте. В арабском языке такие знаки называют «Румуз аль-Авкаф» (رموز الأوقاف). Целью этого действа было недопущение искажения смыслов Священного Корана во время чтения, делая неправильные остановки. Большинство этих знаков были впервые введены шейхом Абу Абдуллахом ибн Тайфуром из Саджаванда, милость ему Аллаха. Татарские ученые внесли в развитие науки о коранических остановках свой вклад. Так, в большинстве казанских мусхафов используется куфическое исчисление количества аятов. Известный иракский ученый современности д-р Ганим Каддури аль-Хамад в своем труде «Печать Священного Корана в г. Казани» говорит «те люди, которые отвечали за издание казанских мусхафов, придумали метод который объединяет куфийский подсчет с другими подсчетами в некоторых изданиях». Подобный новаторский метод в издании священного Корана, основанный на божественном повелении и пророческом совете облегчать, но не затруднять, позволяет нашим современникам продолжить работу над облегчением чтения Священного Слова и сегодня. Известны современные сирийские и саудовские издания с правилами таджвида, отображенными собственно в тексте Книги, египетские, сирийские и недавно появившийся оманский вариант тематического варианта Св. Корана, мусхафы кыраатов, изданные в Ливане, Сирии, Саудовской Аравии, Кувейте. Просим Всевышнего Аллаха сподвигнуть обладателей знания приняться за издание текста Священного Корана с указанием аятов, где голос чтеца повышается или понижается в соответствии с тем, что читаются аяты, связанные с Божественной милостью или Его наказании. Надеемся увидеть это труд при нашей жизни.
Сегодня Казань, город в котором в 1803 г. был впервые напечатан Св. Коран руками мусульман и для самих мусульман продолжает свои славные традиции на пути служения Книге Всевышнего Аллаха. На этой стезе сегодня трудятся Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Болгарская исламская академия, Российский Исламский институт, Центр подготовки хафизов при РИИ, Казанское мусульманское медресе «Мухаммадия», Медресе им. 1000-летия принятия Ислама, Центр исламоведческих наук Академии Наук Республики Татарстан.
Однако, сегодня всем очевидно, что мы нуждаемся в подготовке высококвалифицированных знатоков в области написания и дальнейшего совершенствования в чтении Священной Книги, мы нуждаемся в создании полноценной, грамотной мусульманской терминологии на русском языке и правильно переведенной специализированной литературе. В татарском языке, проблемы, связанной с передачей специализированной коранической терминологии, аль-Хамду лил-Лях, не существует.
Исходя из потребностей нашего сообщества, Центр исследований Священного Корана и Пречистой Пророческой Сунны решило в рамках Конференции провести семинар на тему «Начертание текста Священного Корана, его настройки, правила остановки и начала». Ведущими семинара станут д-р Мухаммад эль-Ваэли (Институт коранических рецитаций, Королевство Бахрейн) и д-р Мухаммад Али Атафай(Университет Карауин, филиал Касабланка, Королевство Марокко). Целью Семинара является необходимость привлечения внимания слушателей мусульманских учебно-образовательных центров к кораническим наукам. Надеемся это станет постоянной, доброй, полезной и востребованной традицией, присущей нашей ежегодной Международной исламской богословской конференции.
X Международная исламская конференция «Написание Священного Корана: между аутентичностью и современностью» проходит в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Доброй традицией стало то, что в работе Конференции участвуют видные отечественные и зарубежные учёные и богословы. Наши гости прибыли из основополагающих стран Арабского мира: Королевства Бахрейн, Королевства Саудовской Аравии, Республики Ирак, Королевства Марокко. В работе Конференции участвуют наши будущие ученые мужи – студенты, стяжающие знания.
Прошу Всевышнего Аллаха в содействии и молитвенно желаю всем участникам Конференции плодотворной работы в поиске ответов и решении поставленных задач.
От имени участников Конференции искренне и многократно благодарим раиса Республики Татарстан, Рустама Нургалиевича Минниханова, который являясь председателем Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир», прекрасно понимает насущные проблемы и чаяния современной мусульманской науки и образования.
Мы молим Всевышнего Аллаха даровать успех и прогресс в работе этого Высокого Собрания и укрепить наши стопы на стезе служения Священному Корану словом, мыслью и делом!
والسلام عليكم و رحمة الله و بركاته