Основной доклад III Общероссийской конференции «Традиционный Ислам: настоящее и будущее»

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Хвала Аллаху Господи миров, Созидателю мироздания, Творцу видимого и невидимого!

Благословение и Мир Его Посланнику милостью к мирам, венцу миссии пророчества к роду человеческому, господину нашему Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам!

Уважаемое высокое собрание!

Понятие «традиционный ислам» это не что-то новое, привнесенное из- вне понятие. Это не какое-либо  новое течение, группировка или совокупность людей, объединенных  какой–то  новой идеологией. Словосочетание «традиционный ислам» есть самое настоящее исламское понятие. Последователей двух догматических (в лице ашъаритов и матуридитов) и четырех богословских школ (в лице ханафитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов), как известно в богословской и научной литературе знают как «Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаат», т.е. «Люди (приверженцы) Сунны и Общины». Если смысл слова «Джамаат» (община) понятен, речь идет о едином коллективе людей, приверженцев Ислама, то на значении слова «сунна» надо остановится по подробнее. Ее лексическое значение охватывает такие понятия как «путь», «дорога», «метод», «обычай», «традиция», «практика», «предание», «закон». В определенном смысле это  путь, закон, обычай, традиция, методология Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Значит, когда говорится об Ахль ас–Сунна, речь идет о приверженцах мусульманского обычая, мусульманской традиции, мусульманского закона. «Традиционный ислам», таким образом, есть Ислам Сунны, Ислам пророческой традиции, мусульманского предания.

Что включает в себя традиционный ислам? В известном предании известном как хадис Джабраиля (мир ему!) говорится о том, что понятие Ислам, это составное явление, а именно синтез Веры (Иман), Деяния (Ислам) и Добродетели (Ихсан). Гармоничное сочетание всех трех компонентов в одной личности, в особенности, сегодня, очень  трудно представить. И в древности оно было разве, что присуще пророкам  и божьим друзьям. Ученые мужи специализировались,  придавали большее внимание или вопросам Веры, или деяниям, или добродетели. Обычные же верующие следовали за учеными. В зависимости от национальных и географических условий в том или ином регионе, местности, Ислам как система приобретал своеобразный налет, специфику. Это дало возможность говорить о национальных версиях ислама. При этом различия в той или иной версии ислама никогда не затрагивали фундаментальных положений. Различия в национальных версиях затрагивали только частные моменты. Это в основном вопросы, связанные с повседневным бытом, похоронным обрядом. Исламская теория, Ислам традиции всегда с уважением относился  к национальным началам каждого народа. Любовь к Родине и всему, что ее составляет, традиции патриотизма стали частью Веры в Творца. Никогда во второстепенных вопросах исламская традиция не пыталась изменить естественный ход вещей.  Вот — небольшой пример. Известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) не одобрял ношение одежды шафранового цвета. В Индии, одежда шафранового цвета достаточно популярна среди всех слоев населения. Когда Ислам пришел в Индию, одежда шафранового цвета не стала предметом каких-то дискуссий и противоречий, напротив, ученые, которые по Исламу, являются наследниками пророков, вынесли решения о не противоречии факта ношения национальной одежды шафранового цвета. Более того,  повседневная национальная одежда, и не только в Индии, стала считаться чуть ли не ритуальной одеждой. Ислам Традиции или традиционный Ислам заострял внимание, можно даже сказать,  концентрировался не только на взаимоотношениях между Творцом и сотворенным, но прежде всего, призывал к добродетели. Известно, что наука о Вере в Исламе называется АКЫДА, деяния изучает и разъясняет наука ФИКХ, добродетель, состояние души находится в ведении науки называемой ТАССАВУФ (более  известной как суфизм). Именно должное внимание этой науке, соблюдение в мусульманском обществе баланса в схеме ВЕРА-ДЕЯНИЯ-ДОБРОДЕТЕЛЬ  являлись и остаются гарантией от отхода от срединной, центристской позиции, присущей Исламу. Любой отклонение, налево или направо, о которых предупреждал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), приводили к появлению ереси и сект. Все они внешне пытались выдавать себя за подлинно-мусульманские, а в реальности же являлись плодом эгоизма и низменных целей отдельных личностей или группы людей. Так появились ваххабизм, лжесалафизм, «Хизб ат -Тахрир аль-Ислями», «Джамаат-э Таблиг», ихванисты и т.д. Но они не представляют собой традицию Ислама. Это чужие, чуждые элементы, словно колючки или заноза на теле организма, под названием ИСЛАМ. На протяжении столетий именно они, и подобные им сектанты, пытались увести мусульман от Истины. В своей прощальной речи, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) вновь повторил тезис о том, кто есть правоверный  мусульманин. «Правоверный это тот, от кого в безопасности находятся и достояние людей, и их жизнь. Мусульманин – это тот, чей язык и руки безопасны для людей. Муджахид это тот, кто ведет джихад сам с собой, в покорности Аллаху.  Мухаджир же это тот, кто совершил хиджру от ошибок и грехов». Именно этими принципами руководствовались мусульмане, приверженцы Традиции и Общины. Ровным образом наоборот поступали и поступают те, кто и поныне провозглашают  себя самыми правоверными и правильными, и пытаются погрузить мир в пучину всеобщего хаоса.

Традиционный Ислам это Ислам порядка, взаимоуважения и взаимоответственности. Это Ислам, который всегда выступает за сильное государство, сотрудничает с государством, и молится о процветании государства и мудрости правителя. В этом отличии традиционного Ислама от тех, кто пытается украсть у нас это святое название. Посланник Аллаха, господин наш  Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) учил, что власть есть тень Бога на земле. И не имеет значение, какова природа власти: теократия или светское государство. В условиях глобализации, и хорошей и иной, только светское государство является гарантом соблюдения прав всех граждан, невзирая на  их национальности и религиозную принадлежность. И подымающий  руку на государство, на власть, которая учитывает интересы всех слоев общества, подымает руку на самого Бога. Всесвятой и Всевышний  Аллах  жестко наказывает тех, кто в жажде власти, пытается опрокинуть естественный ход развития общества. Достаточно посмотреть на целый ряд государств Ближнего, Среднего Востока и Северной, и не только, Африки. Хаос, анархия, разброд. И только наличие внешних границ и более устойчивых соседей удерживают эти бывшие государствами пространства как некие территории.

Традиционный Ислам это мир  и  понимание между мусульманином и себе подобным, человеком, обществом, окружающей средой. Многовековой опыт совместного проживания на едином пространстве мусульман, ценящих понятие добродетели,  и немусульман, людей Книги, буддистов и индуистов создал уникальную атмосферу единого дома, был причиной появления уникальных цивилизаций. Традиционный ислам всегда исходит из положения о двойственном характере понятия «братство». С точки зрения мусульманина, другой человек является ему или братом по религии или братом по происхождению, т.е. человеком. Напротив, игнорирование добродетели и его положений вели к войнам и тлеющим конфликтам. Недавно один из современных богословов, который всю сознательную жизнь прожил в мононациональном обществе, отвечая на вопрос о дозволенности продажи продуктов питания немусульманам днем во время месяца Рамазан, заявил, что это недопустимо. Да наставит его Аллах на познание истины. Например, мы, мусульмане, татары  живущие здесь в Казани, Татарстане и не только мы, но и любой здравомыслящий мусульманин, имеющий исторический  опыт  жития в многонациональном и мультиконфессиональном обществе, даже не станет раздумывать: продавать или не продавать хлеб иноверцу когда сам постишься. Ибо пост это не только пост желудка, организма, но прежде всего пост разума. В условиях наступившего века только мусульманские сообщества, где основы добродетели, имеют многовековую историю, имеют шанс на гармоничное общественное развитие.

Поэтому, должен заявить, что традиционный Ислам это Ислам диалога и дискуссии, а не попытка навязывания своего мнения оппоненту. Добрый пример тому работающая в Казани «Школа мусульманского лидера „Махалля 2.0“»,  ставшая также площадкой внутриисламского диалога.

В жизни современной мусульманской уммы наблюдается бум во всем: начиная от демографии и заканчивая выстраиванием мусульманского бизнеса. Иногда не без сложностей. Но это не вина среды, а исполнение того, что было обещано роду человеческому на земле: жить в поте труда своего.

Время, эпоха диктует свои условия. Меняется быт, одежда, пища. Меняется сам человек. Возникают множество вопросов и, прежде всего, как  в условиях меняющегося мира, всемирной глобализации, а для нас, мусульман, в дополнении еще и в условиях мусульманской глобализации, сохранить свою идентичность, сохранить свое национальное лицо, быть патриотом своей Родины, жить и трудится современным человеком. Множество вызовов  стоит перед современным мусульманином. Прежде всего, идеологического характера. Как в условиях интернетизации планеты спасти свою суть, душу от дьявольского наваждения вседозволенности, как не попасться в сети ловцов душ всевозможных сектантов, использующих мусульманские лозунги и лексику.

Глобализация  псевдорелигиозного радикализма привела к тому, что в целом, мусульмане, в особенности молодежь, так или иначе, знают и понимают, что это такое экстремизм, радикализм, что они представляет собой. Борьба государства и общества с проявлениями псевдорелигиозного радикализма и экстремизма на определенном этапе привела к некоторому снижению числа наиболее агрессивных и открытых последователей всевозможных нетрадиционных течений.

Однако сегодня в этой среде наблюдаются новые тенденции. Среди них, в том числе, и рост  интереса к традиционному исламу в лице ханафитского мазхаба. В тоже время ошибочно полагать, что возникший интерес к ханафитскому мазхабу среди определенной части молодежи связан с возвратом к основам. Наряду с истинным интересом молодежи к своим корням, основам есть и иные моменты. Частично рост интереса также связан и с инстинктом самосохранения, нежели реальным положением вещей. На современном этапе развития уммы приверженцы радикальных, нетрадиционных для постсоветского пространства, идеологий быстро перестроились под приверженцев традиционного ислама.  Поэтому сегодня не проблема встретить «ханафита», приверженца «салафитской акыды».

Исторически сложилось так, что на большей части  евразийского пространства, в качестве основной утвердилась ханафитская правовая школа. Следует понимать, что традиционный, исторический ханафитский и современный ханафитский мазхаб в границах постсоветского пространства это разные вещи. Говорить о возврате к исторической модели ханафитского права, популярного на евразийском пространстве в имперский, советский  и, частично, постсоветский периоды уже не приходится. Число  последователей  традиционной ханафитской школы неуклонно уменьшается. Вместе с ними уходит и уникальное явление, традиционный для постсоветского пространства, ханафитский мазхаб.

На постсоветском пространстве, в границах распространения ханафитского мазхаба, на сегодня сформировалось несколько новых тенденций. В качестве замещающих старую (традиционную) версию ханафитского мазхаба  предлагаются следующие варианты: индивидуальные варианты ханафитской школы в понимании того или иного джамаата, деобандийская модель ханафитской школы, «арабские»  варианты.

О чем речь? Речь идет об экспорте новой идеологии под маской традиционного ханафитского мазхаба. Не во всех случаях безобидных. Нельзя воспринимать подобный процесс как положительный. Утверждение очередного нового варианта идеологии чревато новым разделением общины, углублением противоречий, нарушением баланса, возможным возникновением не только внутриобщинных, но и между общинных конфликтов.

Мусульманский мир, несмотря на краеугольное положение о необходимости единства, остается крайне разобщенным. В ханафитском исламе чрезвычайно популярна ее та  или иная версия в понимании определенного джамаата. В чем ее суть?  Духовный отец  того или иного джамаата, обычно не выходя  за пределы правовой школы, фокусирует свое внимание на каком-то второстепенном вопросе и выстраивает вокруг него свою «философию». Так появляются та или иная община последователей ханафитского мазхаба, которых от других последователей отличает трепетное отношение к тому самому «приоритетному» вопросу, на котором заострил свое внимание тот или иной «шейх», «духовный наставник». Разумеется, подобное явление существовало и в имперский, и в советский периоды, но постсоветский период способствовал уходу в небытие большинства подобных общин и их замещению новыми.

Самым активным поборником «ханафизма» на постсоветском пространстве является деобандизм. Это своего рода  проект или попытка «примирения» ханафитского мазхаба с ваххабизмом и салафизмом. Деобандийская модель ханафитского права наиболее агрессивная и радикальная форма идеологии, которую сегодня пытаются преподнести в качестве истинно – ханафитской школы. Именно деобандизм является идеологической основой группировок Талибан и Джамаат–э Таблиг. Сегодня это направление пытается захватить все каноническое пространство ханафитского ислама на постсоветской территории, руководство духовных управлений, налицо признаки всесторонней идеологической экспансии. Уже можно увидеть «плоды» деятельности деобандитов на постсоветском простанстве. Наши мусульмане вовлекаются в бесполезные и бесплодные дискуссии, им навязываются взгляды «муфтиев» из далеких  Замбии или ЮАР, которые очень далеки от духа добродушия и межобщинного сотрудничества. Именно благодаря деобандийским «авторитетам» посеяны семена вражды между ханафитами не только в Афганистане, Бангладеш, Индии, Пакистане, Западной Европе и обеих Америках, но вот  теперь эти семена день за днем сеются и в странах постсоветского пространства. Духовные «попечители» деобандизма на постсоветском пространстве, скачущие из одного мазхаба в другой, пытаются искусственно создать очаги напряженности между последователями ханафитского и шафиитского мазхаба. Именно из их уст идет вал информационной агрессии в отношении традиций региональных разновидностей ислама, светского государства, светских праздничных дней и понятий, к последователям иных религиозных традиций.

Еще одним направлением проникновения и развития ханафитской мысли на постсоветском пространстве является ее новое арабское прочтение. Речь идет о целом явлении, которое «облекло», нарядило ханафитский ислам в новую одежду, обличие. Он сильно отошел от традиций тасаввуфа. А ведь ислам ханафитского толка это идеология книги, книжного слова, назидательно-побудительного повествования. По существу предпринимаются попытки некоей модернизации исламского сознания. Представителями этого направления являются ученые – ханафиты, связавшие себя или симпатизирующие взглядам политической группировки «Братьев-мусульман», обосновавшиеся в странах зоны Персидского залива и, таким образом, попытавшихся, условно говоря, примирить или сблизить позиции Великого имама Абу Ханифу  и Ибн Теймию или Абд- ал –Ваххаба. Таким образом, возникло еще одно прочтение ханафитского мазхаба.

В случае с деобандизмом и симпатизантам группировки «Братья-мусульмане»  налицо или попытка примирения идеологической основы ханафитского мазхаба – матуридитской акыды с псвевдосалафизмом или же открытая подмена матуридитской акыды псевдосалафитской.

Мусульманское сообщество постсоветского пространства сегодня сталкивается со многими вызовами. Не справившись с вековыми традициями местного ислама, псевдосалафитская идеология в силу множества всевозможных моментов, заняла плацдарм на постсоветском пространстве. Сегодня грязную работу против традиционного ислама на нашей канонической территории ведут новые игроки, более коварные, нежели ваххабизм, салафизм и им подобных.

На наш взгляд, будущее ханафитской мысли на постсоветском пространстве будет развиваться в следующих направлениях:

  1. Традиционный ислам ханафитского толка, с некоей модернизацией, с достаточным суфийского компонентом;
  2. Неофициальные институты ханафитского толка с сильной суфийской составляющей неместного происхождения;
  3. Псевдоханафизм в лице деобандизма и их аффилированных партнеров;
  4. Псевдоханафизм политизированного толка на основе идеологии группировки «Братья – мусульмане»;
  5. Псевдоханафизм в лице последователей ваххабизма и салафизма.

Все чаще с разных направлений раздаются призывы к «реформам» Ислама, ее «модернизации», «гуманизации» и т.д. Должен еще раз заявить: Ислам это не программа управления каким-либо институтом, предприятием, экономикой или культурой. Ислам это система ценностей, религия всеобъемлющего, универсального характера. Он не нуждается не в реформах, не в модернизации. И при этом не нужно возвращаться в условия 7 века. Нужно всего лишь воспользоваться потенциалом Ислама, а он поистине безграничен. В реформах, изменении самого себя нуждаются сами мусульмане, человечество, в целом. Господин миров, Всесвятый и Всевышний Аллах сказал в Своем Слове, Славном Коране:

بسم الله الرحمن الرحيم

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

 

Воистину, Аллах не изменяет  положение людей, пока они не изменят того, что в их душах (ар–Раъд, 11).

Выход есть во всем, дело за малым: осознать ситуацию и изменить себя, свое мышление и сознание. Дай Бог, чтобы мы, мусульмане, людской род, человечество поняли это во благе и здравии, а не перед лицом глобальной, вселенской катастрофы.

Благодарю вас за внимание.