Размышления о Священном Коране: вера делает нас мудрыми, а нашу жизнь — этичной

«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это — в ясном Писании. Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это великое преуспеяние» (Коран, 10:61–64)

Каждый день мы принимаем различные решения: связанные с едой, одеждой, бизнесом, спортом, развлечениями, отношениями с семьей, друзьями, соседями, коллегами, мусульманами, немусульманами и так далее. Иногда эти вопросы простые и легкие, а иногда сложные и трудные.

В некоторых случаях они носят социальный и финансовый характер, а иногда — экономический и политический. Иногда они затрагивают национальный уровень, а иногда — международный. В зависимости от того, кем мы являемся, от нашего возраста, профессии и жизненного положения, места, в котором мы живем, обстоятельств и условий, которые нас окружают, мы все в той или иной степени вовлечены в процесс принятия решений.

Этические принципы

У ислама очень сильная этическая концепция. Она учит нас тому, что все наши слова и действия нужно очень тщательно взвешивать, а наши решения должны быть этичными. Нам следует помнить об определенных принципах нашей веры и правилах жизни.

По сути, каждому из нас предлагается учесть следующее:

  1. Аллаху известно все, что я говорю и делаю, и все записано в книге деяний.
  2. В Судный день Аллах попросит меня дать отчет обо всем, что я сказал и сделал в своей жизни.
  3. Являются ли мои действия законными с точки зрения ислама, правильными или неправильными, справедливыми или несправедливыми, хорошими или плохими?
  4. Каковы будут последствия моих слов и действий?
  5. Каковы мои другие обязанности и ответственность? Соблюдаю ли я баланс между ними?
  6. Каковы права других людей, с которыми я состою в родстве и среди которых живу?
  7. Что моя совесть говорит о решении или действии, которое я собираюсь предпринять?
  8. Какова цель моей жизни? Какое у меня видение и миссия?
Вера и мудрость

В каждой ситуации мы должны обращаться к Корану и Сунне, к единогласному мнению мусульманских ученых, а также к разуму.

Мы также должны принимать во внимание обычаи, традиции, разные культуры, а также правила и нормы. Ислам подчеркивает все эти вещи и учитывает их.

В исламской терминологии это также называется аль-хикма (мудрость и проницательность). Мудрый человек — это тот, кто знает, что делать, когда и в какой ситуации.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел учить Книге Аллаха — Корану — и мудрости. Об этом много раз упоминается в Коране (См. суры «Корова», 2:129, 151 и 231; «Семейство Имрана», 3:164; «Женщины», 4:113; «Союзники», 33:34; «Собрание», 62:2).

Коран содержит не только правила, но и мудрость. Сунна тоже полна мудрости. Она дает нам практические правила и рекомендации по принятию этических решений. Никто не может принимать правильные этические решения без мудрости.

Пример пророка Юсуфа (алейхи саллям)

Возьмем пример пророка Юсуфа (Иосифа) (алейхи саллям) в качестве образца этичного и мудрого решения вопросов. История пророка Юсуфа — самая красивая в Коране. Это самая насыщенная, драматическая и захватывающая история, и она полна этических суждений.

Пророк Юсуф был очень талантливым, умным и красивым человеком. Ему приходилось сталкиваться со всевозможными ситуациями: ревностью, обманом, рабством, соблазнением и заключением, а также властью, престижем и авторитетом.

В каждой ситуации пророк Юсуф (алейхи саллям) действовал самым этичным образом. Он пережил невзгоды, сохранил самообладание перед лицом соблазна и проявил сострадание и прощение после обретения власти.

Пророк Юсуф (алейхи саллям) не держал обиды ни на тех, кто плохо с ним обращался, ни на тех, кто посадил его в тюрьму. Он простил своих братьев, которые бросили его в канаву.

Со всем радушием он принял и выполнил просьбу истолковать видение царя Египта, хотя пророк все еще находился в египетской тюрьме, и просьба поступила от человека, которого однажды пророк Юсуф попросил напомнить царю о нем, но тот забыл, в результате чего Юсуф остался в тюрьме еще на много лет.

Пророк Юсуф без колебаний помогал народу Египта, когда он нуждался в его помощи. Он спас их от ужасного голода, при этом смог спасти свою собственную семью и народ. Он смог заставить их всех перебраться в Египет.

Одним словом, Пророк Юсуф был умен, но не хитр. Он знал, как использовать ситуацию в своих интересах, но он не был авантюристом. Он был человеком с характером, правдивым и искренним.

Внутренний голос сердца

Мы должны научиться проживать каждую ситуацию с глубоким видением и пониманием. Ни при каких обстоятельствах мы не должны упускать из виду наши моральные ценности.

Что бы мы ни говорили и ни делали, нужно опираться на мудрость и моральные принципы. Не все правила записаны в Коране и хадисах; многие решения зависят от нашей совести и внутреннего голоса сердца.

Сообщается, что Вабиса ибн Ма’бад (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), желая спросить его обо всем, что касается благочестия и греха, но я обнаружил, что вокруг него собрались люди. Я пошел к нему, пересекая людей. Они сказали мне: “Прочь, о Вабиса, отойди от Пророка”. Я сказал: “Я — Вабиса; позвольте мне подойти к нему. Мне очень нравится быть с ним рядом”.

Пророк сказал: “Подойди, о Вабиса”. Поэтому я подошел очень близко к нему (и сел так близко к нему), пока мои колени не коснулись его колен. Пророк сказал: “О Вабиса, я должен сказать тебе то, что ты хочешь знать, или ты хочешь спросить?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, скажи мне”.

Он спросил (меня): “Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?” Я сказал: “Да”. Пророк сложил три пальца вместе, а затем прижал их к моей груди и сказал:

“Спроси (об этом) своё сердце (, ибо) благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)”» (Ахмад).