Разум и чувства: как контролировать свои чувства?

Гнев и плотская страсть бы­ли сотворены для еды, питья и поддержания тела. Таким обра­зом, оба являются слугами тела. И еда, и питье есть фураж телаА тело было сотворено для переноски чувств. Следо­вательно, тело – слуга чувств. Чувства же были созданы для осве­домления разума, чтобы стать его сетью, с которой он смог бы познать чудеса творения Всевышнего Господа. Следовательно, чувства являются слугами разума. Разум же был сотворён для сердца, дабы быть его свечой и лампой, в свете которых можно было бы увидеть Владыку божественности, что и будет его раем. Следовательно, разум является слугой сердца. Сердце же было сотворено для наблюдения красоты Владыки божест­венности и господства. Следовательно, когда оно будет озабочено таким смыслом, тогда оно станет рабом и слугой чертога божест­венности. Изречение Всевышнего «Я ведь создал джин­нов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» подразумевает именно это. Стало быть, его сотворили, придали войско и государство, снабдили средством передвижения – телом, чтобы оно совершило воинство: одно снаружи, типа рук, ног и оружия; другое изнутри, типа гнева.

Поскольку невозможно стремиться к невидимой пище и устра­нять невидимого врага, у него появляется нужда в познающих силах. Одни внешние, их пять чувств: зрение, обо­няние, слух, вкус и осязание. Другие внутренние, их тоже пять, и местом их  рождения является мозг: сила представления, сила размышления, сила запоминания, сила воспоминания и сила воображения. Каждой из этих сил свойственна особая функция. Если одна из них выходит из строя, то и её функция также нарушается как в религии, так и в мире. В совокупности данные внешние и внутренние войска всецело подчинены сердцу. Оно у всех них – амир и падишах.

Когда оно отдаёт приказ языку, то он тотчас говорит, когда отдаёт приказ руке, она берет, когда приказывает ноге, она ступает, когда велит глазу, он видит, когда отдаёт распоряжение силе размышления, то она мыслит. Их всех сотворили для добровольного и естественного подчинения ему, чтобы оно, сохраняя тело, обеспечило себя путе­вым припасом для будущей жизни, получило свой улов, завершило торговлю по загробному миру и посеяло своё зерно счастья. Покорность этого войска сердцу пребывает наряду с покорностью ангелов Всевышнему, когда невозможно поступить вопреки ни одному указанию, но – добровольно и естественно подчиниться.

Знай, что у человеческого сердца существует привязанность (если) к каждому из указанных воинств, пребывающих внутри него. От каждого из них в нём проявляется определённая черта натуры и качество. Некоторые из таких черт натуры, умерщвляя его, являются плохими, другие – хорошими, приводящими его к счастью.

Все черты натуры хотя и разнообразны, но сводятся к четырём видам: черты натуры домашних животных, черты натуры диких животных, дьявольские черты натуры и черты натуры ангелов.

Благодаря тому, что в нём были заложены плотская страсть и желание, оно действует как у домашних животных: испытывает сильное желание, набрасывается и совокупляется. Из-за того, что в нем заложена злоба, оно действует как у собаки, вол­ка и льва: забивает, убивает, нападает на людей руками и языком. Оттого, что в нём были заложены коварство, хитрость, злословие и подстрекательство, оно творит среди людей дьявольский промы­сел. Благодаря тому, что в него был заложен разум, оно совершает ангельские деяния испытывает любовь к религиозной науке и благочестию, избегает дурных поступков, ищет добродетель среди людей, возвышает и возвеличивает себя над низменными деяниямирадуется мистическому позна­нию шедевровизобличает невежество и неведение.

Воистину, как будто бы под кожей каждого человека сидит квартет из собаки, свиньи, демона и ангела. Такие имена дурны, неблаговидны и порицаемы не по виду их рук, ног и кожи, но – по тем качествам, которые в них есть и которые проявляются в лю­дях. Свинья заслуживает порицания не из-за своего облика, но – по сути желания, жадности и алчности до всего скверного, отвра­тительного и бесчестного. По сути, такова истина собачьего и свинского. И в человеке есть то же самое. Сходным образом об­стоит дело с дьявольской и ангельской истинами, о сути которых уже велась речь.

Человеку было предписано светом разумапроисходя­щего от блеска и сияния ангелов, раскрывать ложь и коварство дьявола, пока он не будет посрамлён и не сможет более искушать. Так, как об этом сказал Посланник, мир да пребудет над ним: «В каждом человеке есть дьявольское. Во мне тоже есть. Од­нако Всевышний дал мне победу над ним, с тем, чтобы оно стало мне покорным и не смогло принудить к какому-либо злу».

Ему было предписано подчинить воспитанию та­кого борова алчности и страсти и пса злобы, установив над ними контроль разума, дабы без его ведома они не поднимались и не опускались. Если он будет поступать таким образом, то благодаря этому им будут обретены благие черты натуры и благие качества, что явится зерном его счастья. Если же станет действовать вопреки этому, находясь у них в услужении, тогда в нем про­явятся дурные черты натуры, что станет зерном его несчастья

А если его состояние образно откроется во сне или в бодрствовании, то он увидит себя прислуживающим свинье, или псу, или демону. Известно, каково будет состояние того, кто зака­балит покорность Богу в руках неверия . Ну, а состояние того, кто закабалит ангела в объятиях пса, свиньи или демона, (будет более) непристойным. Большинство людей, если станут беспристрастными и снимут покров беспечности, то увидят, что денно и нощно слу­жат устремлениям вожделений своей души. Их состояние воисти­ну таково, хотя внешне они как люди, но завтра, в Судный день, суть проявится, а обличье станет под цвет сути, чтобы того, над кем довлеют плотская страсть и желание, увидели в облике сви­ньи, а тот, над кем властвует злоба, предстал взору в обличье волка.

Вот поэтому, если во сне видят волка, то он истолковывается как злой человек. Если же во сне видят свинью, то она толкуется как нечистый человекПотому сон является показателем смерти, насколько дальше благодаря сну уходят из этого мира, настолько облик следует сути; так что лю­бого видят в том обличье, каковым является его внутреннее есте­ство. Во всём содержится великая тайна…

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси

«Эликсир счастья»