Уединение Пророка Мухаммада (ﷺ) в пещере Хира
Очень мало передано о периоде с момента, как Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) женился, до момента, как Он (саллаллаху аляйхи ва саллам) начал получать откровение.
Его (саллаллаху аляйхи ва саллам) брак был очень счастливым и предоставил ему состояние покоя. Хотя и нет прямых ссылок на то, какой именно работой занимался Мухаммад в этот период времени, разумно предположить, что Мухаммад продолжал заниматься делом своей жены — торговлей.
Учитывая то, что торговля в большей степени осуществлялась путем караванной перевозки, работа не требовала много труда. Никто из биографов ранней жизни Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) не упоминал, что он участвовал в караванных перевозках после того, как женился на Хадидже (радыяллаху ‘анха).
Вероятнее всего, он назначил определенного человека для сопровождения каравана, чтобы тот наблюдал за подготовкой погрузки перед тем, как отправлялся караван. Также очень мало информации об общественной деятельности Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам) в Мекке в этот период.
Известно, что у арабов в Мекке было особое место встречи вокруг Каабы, где они проводили время в общении. Несмотря на то, что Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) обладал благим нравом, он не часто появлялся в таких собраниях, вероятно, потому что болтовня неизбежно перерастала в поклонение идолам и неразборчивым увлечениям.
Люди обсуждали обычные темы, но эти темы не интересовали Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам). Он не любил идолы с детства. Более того, Всевышний защищал Его от предания бессмысленным развлечениям. Между Мухаммадом (саллаллаху аляйхи ва саллам) и остальными мекканцами была отдаленность. И это расстояние продолжало расти с годами. Но это не лишало Его уважения народа.
Возможно, эта отдаленность привела к тому, что Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) начал предаваться уединению. Каждый год в месяц Рамадан Он уходил в гору Хира, которая была расположена неподалеку, но предоставляла Ему возможность полного уединения. Внутри горы была расположена пещера, где Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) оставался один на протяжении нескольких дней.
Когда запасы еды и воды кончались, Он возвращался домой за новыми запасами и приходил на то же место на несколько дней. По завершении месяца Рамадан, Он вернулся домой, но перед этим посетил Каабу, совершил таваф и обошел Каабу 7 раз.
Чтобы попасть в пещеру, Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллам) приходилось взбираться на самую вершину горы. Это была маленькая пещера, которая могла уместить одного человека. Вход в пещеру сужался к верху и был два метра в длину. Что удивительно, из пещеры вдалеке в горизонте можно было увидеть Каабу.
Мухаммад проводил дни и ночи в созерцании и поклонении. Он посвящал свое поклонение Создателю Миров. Он не следовал какому-то определенному способу поклонения, так как не знал какого-то способа, но знал, что убеждения его народа были абсурдными.
В дни уединения Мухаммад обретал покой и мир, которых ему хватало на протяжении года. Он осознавал, что есть истина за пределами этого мира, которая обладает силой и управляет всей вселенной. Мир вокруг не мог возникнуть случайным образом.
О периоде созерцания пророка написано очень много. Современные авторы и биографы в частности показывают, как Он пытался найти выход из полной темноты, которая окутала его народ. Мухаммад был в поиске смысла, веры. Это означает, что Мухаммад не принимал остальные вероубеждения, которые были известны Ему, и практиковались в мекканском обществе.
О Пророке (саллаллаху аляйхи ва саллам) Всевышний сказал в Коране:
«Ты не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, но это было милостью от твоего Господа. Посему никогда не поддерживай неверующих» (28:86).
Период уединения подготовил Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам) к откровениям от Всевышнего. Позже Он осознал, что каждый Его сон стал явью. Когда он был один, Он видел свет или слышал звуки, кто-то невидимый обращался к Нему по имени.
Почувствовав обеспокоенность, Он рассказал об этом своей жене Хадидже (радыяллаху ‘анха), которая убедила Его и уверила, что Всевышний не позволил бы случиться дурному с ним.
«Нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, ты правдив, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!»
После этого она отправилась к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю, который принял христианство, чтобы спросить его о том, что случилось с Мухаммадом.
Мудрость уединения
В этом уединении Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) есть урок для всей уммы. Особенно в уединении и размышлении нуждается тот, кто призывает на путь Аллаха. Он должен думать о Величии и Могуществе Аллаха и обо всех Его творениях, размышлять о своей слабости, ничтожности перед Всевышним, о том, что он постоянно нуждается в Аллахе и не может сделать ничего без Его помощи. Ему необходимо поразмыслить о необычайной сложности и закономерности построения земли и небес и всего, что нас окружает. Он должен думать о ничтожности и незначительности земного, о том, как коротка земная жизнь по сравнению с вечной жизнью. Должен подумать о качествах (сифатах) Всевышнего Аллаха, о Его прекраснейших именах, о той великой ответственности, которая на него возложена Всевышним Аллахом, о своей слабости в выполнении наказов Всевышнего Аллаха и о несостоятельности выразить достойную благодарность Ему за все бесчисленные блага, которыми Аллах его щедро одарил.
Необходимо думать о том, что он грешит, не постеснявшись перед Аллахом и Его ангелами, которые записывают каждый его шаг. При таком размышлении в сердце человека зарождаются любовь к Аллаху, боязнь перед могуществом Аллаха и надежда на Его милость. Тот путь, который ведет к проявлению в сердце боязни перед могуществом Аллаха и надежды на Его милость ученые называют тасаввуфом.
Усиление в сердце человека таких качеств, заставляет его следовать наказам Всевышнего и отказаться от запретного, усердствовать в богослужении, несмотря на трудности и опасности, делает все ради распространения Ислама искренне и чистосердечно. Если не уединяться и не размышлять обо всем этом, то сомнения от шайтана, отвлеченность и занятость мирскими делами, следование страстям, участие в спорах и скандалах, разрушают и ослабевают веру человека.
Поклонение, совершаемое только телом, поминание Всевышнего, чтение Корана не гарантирует защиту от всех этих опасностей. Тот путь, который ведет к проявлению в сердце боязни перед могуществом Аллаха и надежды на Его милость, увеличению любви к Аллаху и Его Пророку Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллам), ученые называют тасаввуфом. Следование по этому пути является обязанностью каждого мусульманина.