В каком случае мусульманину запрещено прикасаться к Корану?
Коран является Священной книгой мусульман, в которой записана речь Всевышнего. Верующий должен почтительно и с уважением относиться к Книге Аллаха. Не следует опускать Коран ниже пояса и поворачиваться к нему спиной.
Тому, кто берёт в руки Коран, желательно при этом произнести басмалу (Би-сми-Лляhи-р-Рах’мани-р-Рах’им), поцеловать его и приложить ко лбу. Нельзя протягивать ногу в сторону Корана и ставить на него что-либо, даже религиозные книги.
Однако самым важным правилом в отношении Священного Корана является запрет прикасаться к нему без большого и малого омовения. Без омовения запрещается не только дотрагиваться, но и поднимать, брать в руки и перемещать Коран, даже в перчатках или через носовой платок.
Обязательным условием даже для простого прикосновения к Корану является пребывание в состоянии омовения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ
«…к нему прикасаются только очистившиеся». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ваки‘а: 79)
Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
لَا يَمَسُّ الْقُرْآنَ إِلَّا طَاهِرٌ
«Не должен прикасаться к Корану никто, кроме очищенного (имеющего омовение)». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Кабир», 13217; Байхаки, «Шу‘аб Аль-Иман», 1935)
Имам ан-Навави в своей книге «Аль-маджму‘ Шарх’ аль-Муhаззаб» пишет об этом следующее:
«Тому, кто не имеет ритуального омовения, запрещается прикасаться к Корану, поднимать и переносить его вне зависимости от того, прикасается он к нему рукой или завернув кисть в рукав, или переносит на голове.
Крупные учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали, что нет разницы, чего касается человек без омовения – самих строк, междустрочного пространства, полей или обложки, – всё это запрещено.
Относительно прикосновения к перевязи (верёвочка, на которую подвешивают Коран), мешочку и шкатулке, в котором находится Коран, имеются два известных мнения учёных-богословов, а более аргументированным из них (асахх) является мнение, что это запрещено.
Что же касается поднятия или переноса шкатулки, внутри которой находится Коран, то учёные-богословы единогласны во мнении, что это запрещено. Абу Мухаммад Аль-Джувайни сказал, что также запрещается (без омовения) передвигать Коран с места на место.
Что касается листания Корана палочкой без ритуального омовения, то относительно этого имеются два мнения, более аргументированным из которых является то, которое категорически подтвердил автор (Аш-Ширази). Согласно этому мнению, такое дозволяется, ибо, когда человек перелистывает книгу палочкой, он не касается непосредственно Корана и не поднимает его. Однако перелистывать рукой страницы Корана без ритуального омовения, обернув его в рукав, также запрещено.
Что касается случая, когда человек переносит Коран вместе с другими вещами, то относительно этого также имеются два мнения, более аргументированным из которых является то, которое категорически подтвердил автор (Аш-Ширази) и большинство учёных-богословов (джумхур) и которое передал Аль-Маъварди и Аль-Багави от имама Аш-Шафи‘и. Согласно этому мнению, так переносить Коран можно, ибо он не является основной целью переноса.
Что касается случая, когда на теле человека имеется скверна (наджаса), которая не прощается, то прикасаться к Корану именно тем местом, на котором имеется наджаса, бесспорно, запрещено (харам).
А если он прикасается к Корану другим (чистым от наджасы) местом, то относительно этого имеются два мнения, более аргументированным (сахих) из которых является то, согласно которому это не запрещается; и это подтверждают большинство учёных».
Не запрещается прикасаться к книгам по фикху, сборникам хадисов и к другим религиозным книгам без омовения. Исключение составляют книги тафсира (комментарии к Корану), в которых объём текста комментариев не превышает объём текста Корана по количеству букв.
А если в книге тафсира текст комментариев больше текста Корана, то прикасаться к ней не запрещается. Однако желательно быть в состоянии омовения, когда человек берёт в руки и касается таких книг тафсира и других религиозных книг.
Имам ан-Навави в своей книге «Аль-маджму‘ Шарх’ аль-Муһаззаб» пишет об этом следующее:
«Однозначно запрещается без омовения прикасаться к книге тафсира, а также поднимать и переносить её, если объём текста Корана превышает в ней объём текста комментариев. А если объём текста комментариев больше, как это обычно бывает в книгах тафсира, то, согласно более аргументированному мнению, это не запрещается, ибо такая книга не считается Кораном.
Аль-Мутавали сказал, что в тех случаях, когда не запрещается прикасаться к книгам тафсира, это всё равно нежелательно (караха).
Что касается книг (сборников) хадисов Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), то Аль-Маъварди, Аль-Кази Хусайн, Аль-Багави и другие учёные сказали, что прикасаться к ним, поднимать и переносить их без омовения дозволено. Аль-Мутвали и Ар-Рувъяни сказали, что это нежелательно (караха)».
Из всего вышеприведённого вытекает, что без омовения однозначно нельзя трогать, брать в руки и переносить Коран. Что касается других религиозных книг, то прикасаться к ним без омовения не запрещается, кроме книг тафсира, в которых объём текста Корана превышает объём комментариев.
Поэтому, прежде чем взять в руки Коран или прикоснуться к нему, непременно следует совершить ритуальное омовение. Это правило касается всех страниц Корана и даже полей без текста и обложки, потому как вся Книга по-своему хукму обладает статусом Корана.