Вакф — неисчерпаемый клад

الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين، أما بعد

Лингвистически слово «вакф» означает задерживать, останавливать, мешать. В исламе «вакф» означает владение собственностью, но в пределах обозначенных этим понятием. Это такая собственность, которая предназначена для общей пользы. Речь идёт о всевозможных фондах, землях, недвижимости. Собственность не отчуждаема и не продаётся. Можно приравнять вакф к собственности Аллаха. Вакф имеет различные виды. Все они используются на практике и служат в качестве доказательства развития исламского права и способа защиты собственности. Вакф насчитывает большую историю, и сегодня широко применяется.

Всевышний Аллах говорит в 267-м аяте суры аль-Бакара Священного Корана:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الْأَرْضِ

«О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли!»

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:

إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثَةٍ؛ إِلَّا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Имам Муслим).

Ученые, комментировавшие данный хадис, сказали, что «непрерывная милостыня (садака джария)» в хадисе означает ничто иное, как вакф. Если есть другие значения, то одним из них является вакф».

Возникновение вакфа

Начало этому положила деятельность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), когда возводились по его повелению первые мечети. Именно они стали первой разновидностью вакфа. Это религиозный вид вакфа и средства, поступающие в мечеть, тратятся на мечеть.

Второй разновидностью вакфа является благотворительность. Общество, по своему социальному составу разнородное и с разным уровнем дохода. Аллах не оставляет без своей заботы и внимания беднейшие слои. Им оказывается посильная помощь.

В данный вид вакфа включается содержание библиотек, школ, учебных и медицинских заведений, средства идут на строительство дорог и парков.

Ибн Умар (радыяллаху ‘анху) рассказывал: «Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху) завладел участком земли в битве при Хайбаре. Однажды он пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) посоветоваться с ним об этом месте и сказал: «О Посланник Аллаха! Я завладел участком земли во время Хайбарской войны и никогда раньше не имел такого состояния. Какое повеление ты дашь мне об этой земле?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:

«Если хочешь, сделай это место вакфом и пожертвуй вырученные средства».

Затем Хазрат Умар (радыяллаху ‘анху) пожертвовал эту землю, чтобы она не была продана или унаследована.

При этом, захват земли Хазрата Умара (радыяллаху ‘анху) был расценен исламскими учеными как «первый случай вакфа в истории ислама».

После того, как Хазрат Умар (радыяллаху ‘анху) сделал из своей земли в Хайбаре вакф, многие сподвижники начали отдавать свое имущество и сады в виде вакфа. Сподвижник по имени Джабир (радыяллаху ‘анху) даже сказал:

«Среди сподвижников Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) не было никого, кто бы не посвятил свое имущество вакфу»

Условия вакфа:
  • в качестве имущества должна выступать вещь или недвижимость;
  • постоянство вакфа;
  • основателем вакфа должен выступать только полностью дееспособный человек;
  • вакф заключает в себе цель благотворительности, но не наживы;
  • вакф адресуется живым бенефициарам;
Отличие вакфа от закята 

Вакф — это не закят. Его отличие заключается в том, что закят — обязателен, а вакф нет. В закяте есть нисаб. Вакф же не требует нисаба. Если закят выплачивается один раз в год, то срок вакфа не установлен. Поскольку это зависит от воли человека, то каждый может жертвовать для вакфа столько, сколько желает. Вы не можете пустить деньги для закята в оборот, вы должны распределить их сразу по 8 группам людей. А в вакфе можно пустить деньги в оборот.

Проявление вакфа

В вопросе вакфа исламский шариат отличается тем, что исследуется со всех сторон. Также многие цели и виды вакфа различаются по своей роли в обществе. Шариат делит вакф на три вида в зависимости от его цели:

Первый: религиозный вакф 

Это означает выделение средств и имущества на религиозные цели. Примеры включают строительство мечети, медресе, включая помощь с обустройством внутри и мебелью. К этому виду вакфа относится строительство Каабы Ибрахимом и его сыном Исмаилом. В 127-м аяте суры аль-Бакара говорится:

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وإسماعيل رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома (Каабы и обратились к Аллаху с мольбой): «О наш Господь, прими от нас (строительство Каабы)! Поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Второй вид: благотворительный вакф 

Анас ибн Малик (радыяллаху ‘анху) рассказывает следующее: «Среди ансаров Абу Тальха был тем, у кого было больше всего финиковых деревьев. Одним из его любимых мест был финиковый сад Байруха, расположенный перед мечетью. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) приходил в этот сад, садился, отдыхал и пил из его прозрачной и чистой воды. В 92-м аяте суры «Али Имран» Священного Корана сказано:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ

«Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите».

После ниспослания данного аята, Абу Тальха (радыяллаху ‘анху) пришел к посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) и сказал: «О посланник Аллаха! Всевышний Аллах сказал: «Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите…» А больше всего я люблю свой сад Байруха. Так пусть это будет моим пожертвованием на пути Аллаха».

На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил:

بَخْ! ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ! وَقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ ، وَإِنِّي أَرَى أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الأقْرَبِينَ

«Превосходно! Этот поступок обязательно принесет успех! Я выслушал, что ты сказал, и я думаю, что ты должен отдать его своим родственникам и друзьям».

После чего он разделил своими родственниками и детьми двоюродного брата отца (или матери)» (Имам Бухари, Муслим).

Из этого случая мы видим, что Абу Тальха (радыяллаху ‘анху) выделил особый вакф своим родственникам. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) использовал подаренный ему сад (в те времена он считался самым большим источником дохода) в качестве вакфа.

Благотворительный вакф имеет следующие направления:

А) Научное направление. В свое время фонд вакфа раздавал бумаги и ручки, обеспечивал студентов студентам университетов научными книгами, выплачивал зарплату учителям. Многие университеты не только предоставляли студентам общежития, но и выплачивали им стипендии. Кроме того, благодаря исламскому вакфу были построены библиотеки с тысячами научных собраний. Все это в значительной степени способствовало распространению знаний и грамотности во всех слоях общества.

Б) Помощь в сфере здравоохранения. Что касается здравоохранения, то исламские вакфы построили больницы, оборудовали их, открыли лаборатории и установили заработную плату врачам и ассистентам. Также были открыты медицинские факультеты и оказана материальная помощь преподавателям и студентам.

В) Помощь бедным. Цель состоит в том, чтобы обеспечить нуждающихся, бедных и обездоленных, сирот и вдов одеждой, пищей и кровом. Ученые по фикху предупредили о следующем:

«Если человек, оставляющий имущество для вакфа не заявляет о своей цели, значит, его вакф предназначен для бедных и нуждающихся».

У ученого по имени Ибрахим ибн Адхам был друг по имени Шакик аль-Бальхи. Этот человек занимался торговлей и иногда отправлялся в путешествие на далекое расстояние. В один день Ибрахим ибн Адхам проводил своего друга в путь. Однако он скоро вернулся. Ибрахим, увидев, что его друг вернулся обратно, стал спрашивать его о причине. Тогда Шакик аль-Бальхи поведал ему следующее: «Отдыхая на дороге, я увидел слепую птицу со сломанными крыльями. Пока я думал, как питается эта несчастная птица, прилетела другая здоровая птица и положила пищу ей в рот. Тогда я подумал: «О Аллах! Когда Ты кормишь эту слепую птицу со сломанными крыльями, то Ты не оставишь без пропитания такого своего раба, как я» и вернулся обратно». Ибрахим спросил его: «О Шакик! Не думал ли ты о том, чтобы быть похожим на здоровую птицу, которая кормит, а не на птицу со сломанным крылом? Разве наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) не сказал: «Подающая рука лучше берущей»?» Тогда Шакик призадумался и сказал: «О Ибрахим! Я думал неправильно, а ты наш учитель», тем самым признав свою ошибку.

Третий вид: для потомков

Вакф для следующего поколения – это имущество, пришедшее с Исламом, которое восходит к временам сподвижников Пророка и осталось для будущих поколений.

Во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) было время, когда мусульмане не могли найти даже питьевую воду. В то время они не могли найти никакой питьевой воды, кроме как из колодца Румы. Колодец принадлежал одному иудею. Он продавал даже обычную воду по очень высокой для мусульман цене. Эта ситуация глубоко огорчила Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам).

Однажды сидя со своими сподвижниками, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) объявил, что тот, кто купит колодец Румы, будет иметь похожий колодец в Раю. Услышав это, Усман сразу нашел того иудея и сказал ему, что хочет выкупить колодец. Иудей отказался продавать колодец целиком и продал только его половину по очень высокой цене. Усман был вне себя от радости и рассказал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам), что он купил половину колодца и посвятил его мусульманам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) похвалил действия Усмана и выразил свое довольство. Таким образом, право черпать воду из колодца в один день досталось хазрат Усману, а на следующий день — иудею. Так как хазрат Усман посвятил этот день своему народу, то в его день люди отправлялись за водой и брали достаточное количество из колодца, а в день, принадлежащий иудею, никто не подходил к колодцу. В отчаянии иудей был вынужден продать и другую половину колодца по низкой цене, и хазрат Усман (радыяллаху ‘анху) подарил колодец целиком людям.

Таким образом, этот колодец Хазрата Усмана, посвященный мусульманам, простоял века и служил нескольким поколениям.

Создание вакфа носило собой цель оказание помощи неимущим. Со временем вакф позволил исламской общине закрепить свой статус и полноценно развиваться. Наша религия побуждает нас помогать другим, оказывать помощь людям. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал в своем хадисе:

خَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ

«Лучшие из людей — это наиболее полезные из них» (имам Табарани).

Да благословит всех нас Всевышний Аллах и примет все наши молитвы и поклонения!