Всё, что нужно знать о фитне, чтобы спастись от неё
Как не стать зачинщиком фитны (смуты)
Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал следующее:
«В будущем возникнет много смуты. Тогда сидящему человеку повезет больше, чем стоящему, стоящему – больше, чем идущему, идущему же – больше, чем бегущему. Сеющий раздоры, найдет в них самого себя. А кто найдет прибежище от смуты, пусть немедленно воспользуется им» (Бухари, «Фитен», 9).
Этот хадис рекомендует не быть зачинщиком раздоров, наоборот, стараться избегать мест, где они происходят. Потому что человек, сеющий смуту, портящий отношения между людьми, губит, прежде всего, самого себя.
Увеличение числа раздоров – предвестник Конца Света
В другом хадисе, также пересказанном от Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Хурайрой (радыяллаху анху), говорится:
«Прежде, чем наступит Конец Света, исчезнет наука, увеличится число землетрясений, сократится время, возникнут раздоры, возрастут преступления, а ваши руки переполнятся размножившимся имуществом» (Бухари, «Истиска», 27).
В различных сборниках хадисов описывается жизнь нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его учеников. Известно, что многие из них не имели даже одежды и жили практически впроголодь. Нынешние наши бытовые условия – это переполненные гардеробы, холодильники, морозильные камеры и кладовые. Даже самые бедные из нас не вынуждены постоянно довольствоваться только несколькими плодами хурмы в день. Даже у самого нуждающегося есть летняя и зимняя одежда, нижнее белье, рубашки, обувь… Этот период изобилия характеризуется возрастанием человеческого эго, торжества в нем различных страстей и желаний, очерствением сердец, забвением милосердия, жестокостью и безжалостностью. Люди не находят времени для выполнения самых важных ритуалов и обязанностей, его словно не хватает. После смерти поколения символизировавших науку ученых, выросли новые, но сама наука исчезла. Потеряв лидеров, которые могут спасти их от насилия и мятежей, люди превратились в безголовые не осознающие своих действий тела. В жизни общества это равносильно «смуте», в земной жизни – «Концу Света».
В хадисе сказано, как увеличение материального богатства повлияет на мир: «Давайте милостыню. Ведь для людей настанет такое время, когда ее некому будет дать!..» (Бухари, «Фитен», 25).
Однако изобилие материального богатства заставит потерять способность чувствовать разницу между дозволенным и запретным:
«Настанет такое время, когда человек не сможет понять, каким образом он заработал свое имущество – дозволенным или запретным!..» (Бухари, «Бюю», 7).
Умме Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) нужно опасаться не бедности, а изобилия. Потому что, как мы уже говорили выше, богатство увеличивает жадность и страсти человека, а это ведет его к катастрофе. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал следующее:
«Благих вестей вам! Ждите наград, которые вас порадуют. Клянусь Аллахом, я не страшусь вашей бедности. Однако опасаюсь того, что земные богатства расстелются перед вами так же, как перед вашими предшественниками, вы будете так же стремиться обладать ими и так же погибнете» (Бухари, «Мегази», 2).
Не подчиняться толпе!
Человек иногда думает, что истина заключается в толпе. «Разве может такое количество людей поступать неправильно?» – такая мысль мелькает в его голове. Однако существуют предания о том, что правду и истину иногда знают и используют немногие. В таком случае, в то время как толпу несет к тотальному греху, мятежу и богохульству, нельзя спастись, видя это, но следуя за ней. Ведь Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал следующее:
«Знайте, что пришедшие до вас из людей Писания (иудеев и христиан) разделились на 72 части. А эта умма разделится на 73 группы. Из них 72 попадут в Ад, и только одна – в Рай» (Дарими, «Сийер», 75; Абу Давуд, «Суннат», 1).
Несмотря на это, в нынешнее смутное время, породившее множество мелких течений и группировок, умма Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в большинстве своем останется в здравом уме и на истинном пути. Это путь тех, кто следует линии Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и его учеников. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Моя умма не объединится в извращениях. Поэтому, видя разногласия (среди мусульман), следуйте за большинством!..» (Ибн-и Мадже, «Фитан», 8).
Смута приобретет такой вид…
Смута и раздоры приобретут такой облик, что «Люди, придя к чьей-то могиле, будут завидовать тому, кто в ней лежит» (Муватта, «Джанаиз», 16; Бухари, «Фитан», 22).
Человек предпочтет жизни смерть, пожелает быть под землей, а не на ней.
Перед наступлением Конца света люди, прежде всего, не смогут найти имама и будут спихивать его обязанности друг на друга[1]. Настаивая на должном выполнении религиозных предписаний, соблюдающий мусульманский образ жизни человек будет подобен держащему в руках горящий огонь[2]. Мусульмане шаг за шагом ступят на путь тех, кто соблюдает прежние религии, и подчинятся им. Даже будут готовы лезть за ними в нору ящерицы[3]. Возникнет множество противоречащих истинной вере и оттого странных нововведений[4], которые будут восприниматься, как религия.
Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) так описывают эти дни, когда все перемешается и исчезнут ценные предписания:
«Прямо перед Концом Света возникнут смуты, похожие на сгустки черной ночи. Из-за них человек дождется утра мусульманином, а к вечеру станет неверным, или же до вечера проживет, как мусульманин, а к утру окажется неверным. В этих смутах сидящий удачливее стоящего. Идущий удачливее бегущего. Так сломайте же свои луки, порвите тетивы и разбейте о камни мечи. Если зайдут в дом одного из вас, станьте тем благим из двух сыновей Адама (алейхиссалям) – убитым, но не убившим!» (Абу Давуд, «Фитен», 2).
Как действовать в период смуты?
Как должны вести себя во время нападок людей друг на друга бдительные и сознательные мусульмане? Нужно ли становиться сторонником или противником неизвестного человека с неизвестными целями? Чью сторону принять? Поддерживать ли кого-либо? Посланник Всевышнего (саллалляху алейхи ва саллям) все расставляет по своим местам:
«Говорите то, что знаете наверняка, избегайте того, что кажется вам плохим. Занимайтесь интересующими вас делами, не вмешивайтесь в то, что касается других»(Ибн-и Ханбаль, II, 221; Ибн Маджа, «Фитен», 10).
В те времена, когда находиться под землей будет предпочтительнее, чем на земле, мусульманам рекомендуется уединяться и не становиться частью террора и беспорядков:
«Овцы, пожалуй, лучшее имущество мусульман. Выпасая их в предгорьях и на изобилующей водой местности, можно уберечь свою религиозную жизнь от смуты» (Бухари, «Фитан», 14).
[1] Абу Давуд, «Салят», 59; Ибн-и Мадже, «Икамет», 47.
[2] Тирмизи, «Фитен», 73.
[3] Бухари, «Анбия», 50; Ибн-и Ханбель, «Муснад», II, 327.