Знания, получение которых является фарзом
Каждый мусульманин должен обладать знаниями о своей религии. Верующий, не имеющий знаний, не сможет правильно совершить поклонение своему Господу. Знания для практики религии – всё равно что дух для тела. Поэтому получение знаний является обязанностью каждого мусульманина.
От Анаса (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
اطْلُبُوا الْعِلْمَ وَلَوْ بِالصِّينِ، فَإِنَّ طَلَبَ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
«Ищите знание, даже если оно в Китае, так как обучение обязательно для каждого мусульманина». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 1543)
Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«То есть знание обязательно для каждого мусульманина, который является мукалляфом (разумным, умственно полноценным, достигшим половой зрелости [совершеннолетия по Исламу] и слышавшим об Исламе человеком).
Здесь подразумеваются знания, без которых человек не может существовать, такие как познание Творца, того, что для Него обязательно, что допустимо и недопустимо в отношении Него, познание Его посланников (мир им) и всех персональных обязанностей человека (фарз-уль‘айн).
Слово познание (ма‘рифа) здесь подразумевает решительное убеждение в этом, а не простое умение рассказывать об этом, например, об ахкамах хаджа.
А подготовка к опровержению возникших относительно религии сомнений (то есть получение знаний, необходимых для этого) является коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая) для мусульман.
Также получение шариатских знаний в науках тафсира, хадиса, фикха, усуля арабского языка является коллективной обязанностью, которая возложена на каждого мукалляфа.
Получение других знаний вдобавок ко всему вышеперечисленному для верующего является желательным, например, приобретение знаний, касающихся желательных поклонений».
Если человек получил возможность получать необходимые в его жизни и религии знания, и Всевышний Творец по Своей милости дал ему понимание религии, это означает, что Аллах желает ему блага.
От Му‘авии (радыяллаху ‘анху) передаётся, что он слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ، وَإِنَّمَا أَنَا قَاسِمٌ وَاللهُ يُعْطِي
«Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах». (Имам Ахмад, 16910; Бухари, 71; Муслим, 1037; Ибн Маджах, 220; Тирмизи, 2645)
Также от ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (радыяллаху ‘анху) передаётся, что он слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
لَا حَسَدَ إِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللهُ مَالًا، فَسَلَّطَهُ عَلَى هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ، وَرَجُلٍ آتَاهُ اللهُ حِكْمَةً، فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَيُعَلِّمُهَا
«Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость (полезные знания и понимание Корана) и который судит на основании (этой мудрости) и передаёт её другим». (Имам Ахмад, 4109; Бухари, 1409; Муслим, 816; Ибн Маджах, 4208)
Что же касается знаний, которые должен получить каждый верующий, то это знание норм шариата, известных из религии. Обладание этими знаниями является «фарз-уль-‘айном» для каждого верующего, то есть персональной, индивидуальной обязанностью каждого человека.
В первую очередь человек должен знать всё, что касается его Господа, Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) и прочего, во что должен уверовать мусульманин, согласно вероубеждению Ахлю-сунны. Без истинного вероубеждения поклонение человека не принимается.
Далее идут знания, касающиеся совершения обязательного поклонения: намаза, поста, закята, хаджа и умры. Также каждый мусульманин должен знать, что является для него запретным (харам), а что дозволенным (халял).
Никому из мусульман не прощается отсутствие знаний, которые являются для него фарз аль-айном, ибо каждый человек по возможности обязан получать их. К таким относятся знания, касающиеся основ вероубеждения, основ Ислама, дозволенного и запретного в религии.
Помимо этого, каждый мусульманин должен знать всё, что касается совершения всех поклонений, которые вменены ему в обязанность. Например, верующий обязан знать всё, что касается условий, составных частей (рукнов) намаза и всего, что портит намаз. Также ему необходимо знать всё, что касается омовения, ибо без омовения его намаз будет недействительным.
Точно так же мусульманин должен знать всё, что касается и других его религиозных обязанностей, то есть как правильно совершать то или иное поклонение, соблюдая его условия и составные части. Он также должен знать, как правильно совершать любое не относящееся к поклонению действие, не впадая в противоречие шариату.
Иначе говоря, в какое бы положение ни попал верующий, он обязан обладать знаниями об этом. Таким образом, тот человек, для которого стало обязательным совершение хаджа, обязан обладать знаниями о хадже в том объёме, который позволил бы ему полноценно совершить его. То же самое касается и закята, если человек обладает таким количеством имущества, с которого выплачивается закят.
Получение знаний, необходимых для выполнения какого-либо обязательного действия, является для человека фарзом, ибо известное правило фикха гласит: «То, без чего нельзя выполнить обязательное, также становится обязательным».
То есть если обязательное деяние возможно совершить только при помощи чего-либо необязательного, то это необязательное тоже становится обязательным. Поэтому мусульманин должен обладать знаниями в той области, в которую он собирается вступить, даже если это не касается поклонения.
Например, если человек собирается начать торговую деятельность, он должен сначала получить шариатские знания, касающиеся торговли. Такое же решение действительно в отношении всех сфер деятельности, касающихся повседневных отношений между людьми, а также в отношении выбранной человеком профессии.
В заключение хотелось бы сказать, что знание подчинено тому предмету, которого оно касается. Так, например, если предмет изучения является фарзом или харамом, то получение знаний касательно этого предмета является обязательным. Если же предметом изучения является сунна или макрух, то и получение знаний касательно данного предмета будет сунной.
Муслим Абдулаев