Смерть в Исламе — что нас ждет после смерти?

Всевышний сделал этот мир средой обитания для человека, «лабораторией» для испытания душ людей на верность Творцу, Милостивому, Властителю, Царю Дня Суда. Уверовавший в Аллаха и в Его посланника Мухаммада (ﷺ) должен верить и в наступление Конца Света и дня Суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране.

Коран и хадисы сообщают нам, что все люди смертны. Души людей от их тел отделяет ангел смерти (Малаку-л-мавт) Азраил. Затем, после похорон, приходят два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь (Бог), кто его пророк, какова его религия. Каждый из верующих (мумин) ответит им: «Мой Господь – Аллах – Создатель всего сущего, единственный Создатель (Ма’буд), достойный поклонения, кому следует поклоняться; моя религия Ислам – проявление покорности Аллаху; мой Пророк Мухаммад (ﷺ), рождённый в Мекке из рода Хашима, племени Курайш, у отца Абдуллаха, матери Аминат, в Мекке получивший пророчество, переселившийся (Хиджра) в Медину и похороненный там же».  Неверующий не сможет ответить на вопросы допрашивающих ангелов.

Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, а для других – ямой ада; для плохих людей могила будет тёмной и давящей.

Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафил вострубит в Рог (Сур), возвещая о Конце Света. Звуки этого Рога будут невыразимо страшными. Услышав их, всё живое придёт в ужас. Хищные звери, животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведённый звуками Рога Исрафила, заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придёт в расстройство и погибнет, погибнет также всё живое. Страшная картина наступления конца света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (ﷺ). Их невозможно читать без содрогания. Они являются постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за своё поведение, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним на этом свете.

А когда Исрафил вострубит в Рог во второй раз, воскреснут все, кто когда-либо жил на этом свете. Воскреснут, чтобы ответить за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной ровной местности Арасат. Это место называют ещё Махшаром (Махшар – место сбора).

Солнце приблизится и будет казаться, что до него можно подать рукой. Его палящие лучи доведут мозги до кипения, люди будут утопать в собственном поту. В зависимости от земных деяний, одних пот покроет с головой, других – до пояса, третьих – до коленей и т.д. А до некоторых дойдут только брызги пота.

В этот день люди будут всецело поглощены собственными проблемами, забудут о близких и родственниках: отце, матери, брате, сестре, жене, муже и т.д. Мужчины и женщины не будут обращать друг на друга никакого внимания, хотя все они будут абсолютно нагими. Они будут испытывать голод, жажду и тесноту. Долго все будут находиться в таком мучительном и томительном ожидании Суда. Пророки (мир им) и авлия (праведные слуги) будут защищены от этих мучений.

В зависимости от земных деяний, для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдёт очень быстро, примерно как намаз в два ракаата.

В этот день мумины найдут прибежище в тени Арша, рядом с Пророком (ﷺ).

Обитатели Махшара, изнеможённые до предела, кинутся искать пророков, чтобы попросить у них шафаат (ходатайство, заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Аллаха), пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Пророку Мухаммаду (ﷺ). И он попросит у Аллаха облегчения, и Аллах примет его заступничество (шафаат-ходатайство). Начнётся Великий Суд.

В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут допрошены.

Все земные деяния каждого человека записывают два ангела: одного из них зовут– Ракиб — он записывает все хорошие деяния, другой – Атид — записывает все плохие деяния. Причём, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждал: может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и покается. В случае раскаяния плохое деяние не записывалось. Поистине, безгранично милосердие Всевышнего, Он дал возможность каждому увеличить количество благих деяний. Помимо прощения искренне раскаявшихся, Всевышний дал нам и другие возможности спасения. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за хорошие деяния.

Да сделает нас Всевышний теми, кто заслужил Его милость!

Итак, в день Страшного Суда все земные деяния будут учтены, включая мизерные. Будут взвешены особыми весами (Мизан). И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться во всём, даже в мелочах, отказываться от плохого и придерживаться хорошего.

После Суда необходимо будет перейти мост Сырат, который «тоньше волоса и острее кинжала». Мост Сырат проходит над пропастью ада и ведёт в Рай. В зависимости от земных деяний, одни перейдут Сырат быстро, как молния, другие – как ветер, третьи бегом, четвёртые обычным ходом, пятые будут падать с Моста и снова взбираться на него, следующие, будучи не в состоянии пройти Сырат, упадут с него и окажутся в объятиях пламени Геенны (ада).

Но некоторые грешники из заслуживших наказание Геенной спасутся благодаря шафаату Пророка Мухаммада (ﷺ). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на шафаат, соответствующий своему уровню (даража). Мы верим также в то, что мумины смогут напиться в водоёме Хавз и у реки Кавсар, вода в которых белее молока, холоднее снега. Испивший единожды воду из Хавза утолит жажду навсегда. Да введёт нас Всевышний в их число!

Попавшие в Рай (Аль-Джаннат), останутся там навечно молодыми (в возрасте 33 лет), наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не думали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе, и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прекрасные, прелестные гурии (хурул-ин). Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

Праведники в Раю также увидят особым видением Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение Всевышнего, Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом.

Попавшие же в ад (Нар) пребудут в великих мучениях, в сильнейшем огне, вкушая высшую горечь и страдания. Да сохранит нас Всевышний от этого!

Мусульмане, отбыв в аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Кяфиры (неверующие, неверные) и мунафики (лицемеры) останутся в аду навечно.

Да сделает нас Аллах из тех, кто каждое мгновение помнит о смерти и Дне Суда! Амин!

Рог Исрафиля

Когда Всевышний захочет разрушить этот мир, Он повелит ангелу Исрафилю подуть в рог. Рог Исрафиля очень большой, подобный объёму неба и земли. Когда услышат звук этого рога создания мира, они впадут в растерянность. С каждым днём будет увеличиваться его звук. Потом, когда Всевышний захочет умертвить всё живое, Он повелит ангелу Исрафилю дунуть во второй раз, и когда он подует во второй раз, умрёт всё живое на земле и все ангелы, кроме тех, которые несут Арш, и четырёх главных ангелов, таких как Джабраил, Микаил, Исрафиль, Азраил. После Всевышний спросит, обращаясь к ангелу смерти: «Кто остался из Моих созданий?». Ангел смерти ответит: «Аллах является наилучшим знающим». После чего скажет: «О мой Господь, Ты живой и Ты не умираешь, остались Джабраил, Микаил, ангелы, несущие Арш, и я». Всевышний повелит носителям Арша забрать и Рог Исрафиля. Затем Аллах повелит ангелу смерти умертвить остальных ангелов, т.е. Джабраила, Микаила и ангелов, которые несут Арш. Всевышний обратится к ангелу смерти: «Кто остался из моих созданий?». Ангел ответит: «Господь, Ты живой, который не умирает, и остался твой раб, слабый ангел смерти». Всевышний обратится к ангелу смерти и скажет: «Разве ты не слышал Мои слова?».

كلُّ نفس ذائقة الموت

Смысл: «Каждая душа непременно вкусит смерть» (3:185;21:35;29:57).

Смерть

Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что смерть – истина и всё, созданное Аллахом, будет умерщвлено, кроме тех, для кого Всевышний сделал исключение. Также мы должны быть уверены, что допрос в могиле – истина для каждого полноценного, совершеннолетнего человека, кроме тех, кого Всевышний исключил: пророки, праведные люди, шахиды и т.д. После того как человека похоронят, к нему возвращается его душа, и два ангела начинают допрос. Но когда душа возвращается к мёртвому человеку, он будет подобен спящему. Состояние тех, которых допрашивают ангелы, бывает разным. Некоторых спрашивают два ангела, затрудняя ему допрос, других допрашивает один ангел, облегчая ему допрос, и допрос верующего человека, говорят, продолжается неделю, а неверующего человека – сорок дней. Форма допроса бывает различной, одних спрашивают частично, других – полностью. Также каждый мусульманин должен быть убеждён, что могильные муки – истина. Могильные мучения испытывают и тело и душа, вместе, согласно словам праведных людей. Могильные муки предназначены для неверных, лицемеров и для грешных мусульман. Постоянно в мучениях будут неверные и лицемеры, а для грешного мусульманина они прекратятся. Наказание грешных мусульман зависит от степени их греховности. Каждый мусульманин должен быть убеждён, что Судный день – истина, и никто не должен сомневаться в том, что этот день придёт. Никто не знает, когда наступит этот день, кроме Аллаха.

Признаки приближения Судного дня

Есть признаки, которые указывают на наступление Судного дня: выявление Махди (да будет доволен им Аллах), появление Даджала, второе пришествие пророка Исы (мир ему), появление животного, которое будет разговаривать человеческим голосом. Животное будет говорить: о человек, ты из обитателей Рая, к другому будет подходить и говорить: ты – из обитателей ада. Восход солнца со стороны Запада и перечисленные прочие признаки являются самыми большими свидетельствами о приближении конца света. Мусульманин должен быть убеждён, что воскрешение – истина, что Всевышний воскресит всех и соберёт в местности Арасат в ожидании допроса. Первым, кого Аллах воскресит, будет пророк Мухаммад (ﷺ). В Судный день люди будут находиться на разных степенях. Некоторые будут верхом, эти люди – из числа богобоязненных; другие будут пешком, это люди, которые мало совершали благих деяний. Есть из них те, которые будут ходить на своих лицах, т.е. это люди, которые при жизни занимались ростовщичеством. Также среди них будут люди в облике обезьяны, такие как доносчики, прелюбодеи. Некоторые будут в облике свиньи, это мздоимцы -взяточники и взяткодатели, т.е. те, которые получали чужое имущество запретным способом. Есть слепые — это люди, которые занимались притеснением в этом мире, глухонемые — это те, которые гордились своими деяниями, среди них есть те, кто жуёт свой язык и течёт гной из его рта, это люди, у которых противоречат деяния с тем, что они говорят. В том числе есть и такие, у которых резаные руки и ноги — это те, которые воюют с соседями. Также есть такие, которых вешают на огненные столбы — это те, которые ходили к правителям, чтобы навредить людям, среди них есть люди с запахом более сильным, чем от мертвечины, и это люди, которые следуют за страстями и отвергают учение Всевышнего. Есть такие, которые одевают бурку из смолы — и эти из горделивых и самодовольных.

0 весах и мосте

Аль-Хаким поведал: «Установят в День воскрешения Весы, которые выдержали бы даже тяжесть небес и земли. Ангелы спросят: «Господь наш! Для кого они будут взвешивать?». Всевышний скажет: «Для кого пожелаю из Моих созданий». Ангелы произнесут: «Слава Тебе! Не поклонялись мы Тебе достойным Тебя образом!». Потом установят Мост, острый, как бритва. Ангелы спросят: «Кто сможет пройти по нему?». Он ответит: «Кто-то по Моему желанию из Моих созданий». Ангелы скажут: «Слава Тебе! Не поклонялись мы Тебе достойным Тебя образом!».

Ибн Масуд передал: «Установят Мост над самой Геенной, он будет как острие наточенного меча, скользкое место испытания. На нём будут крюки из Огня, если схватят они человека, тот, поражённый, упадёт вниз. Кто-то пересечёт мост подобно молнии – этот, несомненно, спасётся. Другой пронесётся как ветер – этот тоже спасётся. Потом – со скоростью скачущего коня, потом – со скоростью бегущего человека, затем – как быстро идущий человек, после – как человек, идущий шагом. Последним будет человек, которого Огонь уже обжёг и поразил, а потом Аллах введёт его в Рай по Своей Милости и Щедрости. Ему скажут: «Проси чего хочешь!». Он ответит: «Господь мой! Ты смеёшься надо мной, будучи Всемогущим Господом?». Ему снова скажут: «Проси чего хочешь!». Потом Он скажет: «Тебе – то, что ты пожелаешь, и ещё столько же».

Каждый верующий должен быть уверен во всём том, что упомянуто выше, без тени сомнения.

Источник