10 достоинств коллективного утреннего намаза

В наше время совершение утреннего намаза в мечети с джамаатом стало подвигом, хотя для наших праведных предков это было обычным, само собой разумеющимся делом. Праведники, зная о ценности утренней молитвы, старались ни в коем случае не упускать ее. Многие из нас отдают предпочтение мирским делам, которыми мы занимается до глубокой ночи, а затем не можем проснуться на утренний намаз вовремя.

Мы ищем себе оправдания, мол, мы совершаем намаз дома с женой, с детьми; или же до мечети идти далеко. Мы умудряемся найти оправдания тому, что мы проспали джамаат-намаз, даже в таких случаях, когда, казалось бы, уже не может быть никакого оправдания, и продолжаем не ходить в мечеть. Мы бьем себя в грудь, говоря, что будем в армии имама Махди, но мы даже не можем быть в армии имама нашей мечети, посещая намаз. Мы думаем, что готовы отдать жизнь ради Ислама, лишиться всего мирского ради Ислама, но человек, не готовый оставить сладкий сон ради Аллаха, никогда не отдаст жизнь ради Аллаха.

Как бы там ни было, хочу напомнить, прежде всего себе, а потом и тем, кто прочитает эту статью, о пользе, которую мы получаем от посещения коллективной утренней молитвы. Совершая утреннюю молитву в джамаате, человек получает такую пользу, какой не получит от совершения других молитв. Каждой такой пользы достаточно для того, чтобы побудить здравомыслящего человека отбросить лень и сон, покинуть свою постель и дом, отправиться в мечеть.

Итак, человек, совершивший утреннюю молитву в джамаате:

1. удостоится покровительства Аллаха

Человек, совершивший утренний намаз в джамаате, находится под покровительством Аллаха, и любой, кто покусится на него, выступит против Аллаха.

Передают со слов Джундуба бин Абдуллаhа (радыяллаху ‘анху), что посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فَهُوَ فِي ذِمَّةِ اللَّهِ

«Совершающий утреннюю молитву находится под защитой Аллаха» (Муслим).

2. получит награду, подобную награде тому, кто выстаивал всю ночь в поклонении

От Усмана ибн Аффана (радыяллаху ‘анху) передается, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам)  сказал:

 من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله

«Совершивший ночной намаз в джамаате подобен тому, кто провёл половину ночи в поклонении. А совершивший утренний намаз в джамаате подобен проведшему в поклонении всю ночь» (Муслим).

3. очищается от лицемерия

Каждый мусульманин должен бояться оказаться в числе лицемеров. Боялись этого даже такие великие сподвижники, как Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху). А посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), говорил:

 ليس صلاة أثقل على المنافقين من الفجر والعشاء، ولو يعلمون ما فيهما، لأتَوهما ولو حبوًا…

«Нет для лицемеров намазов тяжелее, чем утренний и ночной. Если бы они знали награду за эти намазы, они бы пришли на них даже ползком…» (Бухари, Муслим).

4. получит полноценное сияние в Судный день

От Бурайды Аль-Аслями (радыяллаху ‘анху) передается, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

 بشِّرِ المشَّائين في الظُّلَم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة

«Обрадуй тех, кто ходит в мечеть в темноте, тем, что в Судный день им будет дано полное сияние» (Абу Дауд, Тирмизи).

5. удостаивается свидетельства и похвалы ангелов

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

 يتعاقبون فيكم ملائكةٌ بالليل، وملائكةٌ بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرُجُ الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربُّهم — وهو أعلم بهم -: كيف تركتم عبادي؟ فيقولون: تركناهم وهم يصلُّون، وأتيناهم وهم يصلون

«Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех из них, кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. Ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллах, знающий о положении людей лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моих рабов?». Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились» (Бухари, 530).

6. получит награду, как за принятый хадж и умру

Все мы знаем, насколько важными видами поклонения являются хадж и умра, и как велико воздаяние за них, если Всевышний Аллах примет их. Однако Всевышний Аллах предоставил нам шанс получить такую же награду за более легкий поступок.

От Анаса ибн Малика (радыяллаху ‘анху) передается, что Посланник Аллаха  (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

 مَن صلى الغداة في جماعة، ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين، كانت له كأجر حجة وعمرة تامة، تامة، تامة

«Кто совершит утренний намаз в джамаате, затем сядет поминать Аллаха до восхода солнца и потом совершит два ракаата намаза, тот получит вознаграждение, подобное награде за хадж и умру, совершенные полноценно, полноценно, полноценно» (Тирмизи).

7. получит добычу, превосходящую все мирские добычи

От Умара ибн Аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) передаётся: «Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам)  однажды отправил сподвижников в поход в сторону Неджда, и те вернулись быстро и с большой добычей. Тогда один из сподвижников, который не был в этом походе, сказал: «Мы не видели похода, который завершился бы так быстро и принёс столько добычи». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) на это сказал:

 ألا أدلُّكم على قوم أفضل غنيمة، وأسرع رجعة؟ قوم شهدوا الصبح، ثم جلسوا يذكرون الله حتى طلعت عليهم الشمس، فأولئك أسرع رجعة، وأفضل غنيمة

«Указать ли вам на тех людей, которые быстрее возвращаются из похода и получают больше добычи, чем эти? Это люди, которые присутствовали на утреннем намазе, а затем остались сидеть до восхода солнца. Поистине, они быстрее всех возвращаются из похода и с самой лучшей добычей» (Тирмизи).

8. получит награду и за суннат-намаз, совершаемый до утреннего намаза

От матери правоверных Аиши (радыяллаху ‘анха) передаётся, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

 ركعتا الفجر خيرٌ من الدنيا وما فيها

«Два ракаата (ратибат-намаза) перед утренним намазом лучше, чем весь этот мир и все, что в нем находится» (Муслим).

Если сунна-намаз, совершенный перед утренним намазом имеет такую ценность, что уж говорить о самом утреннем фарз-намазе, ведь за любой фарз положено больше награды, чем за сунну.

9. спасётся от Ада и получит радостную весть о Рае

Кто же не желает спастись от Ада и попасть в Рай? Поистине, Всевышний Аллах по Своей милости дарует нам Рай даже за легкие поступки.

От ʻУммара ибн Рувайба передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал:

 لن يلج النارَ أحدٌ صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها

«Не войдет в Ад тот, кто совершит намаз перед восходом и перед закятом», то есть утренний и предзакатный намаз (Муслим).

10. сможет лицезреть Всевышнего Аллаха в Судный день

Самая большая награда, которая ожидает обитателей Рая, это лицезрение Аллаха. И самым большим наказанием будет не увидеть Аллаха в Судный день. А тот, кто совершает утренний намаз в джамаате, сможет получить эту великую награду.

От Джарира ибн Абдуллаhа (радыяллаху ‘анху) передается:

 كنا جلوسًا عند رسول الله — صلى الله عليه وسلم — إذ نظر إلى القمر ليلة البدر، فقال أمَا إنكم سترَون ربَّكم كما ترَون هذا القمر، لا تُضَامُّون في رؤيته، فإن استطعتم ألا تُغلبوا على صلاةٍ قبل طلوع الشمس وقبل غروبها، فافعلوا

«Однажды ночью, когда мы сидели вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллам), он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его [не будете испытывать при этом никаких затруднений]. И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов перед восходом солнца и перед закатом его, то делайте это”» (Бухари, 554, Муслим 632).

Под словами «…чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов» в данном случае подразумеваются наущения шайтана, сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба здоровью или жизненным интересам человека. То есть нам следует пресекать причины, которые могут помешать присутствовать на джамаат-намазе. Если мы не совершаем утренний и ночной намаз в джамаате, это уже повод испытывать страх за себя, за то, что мы можем оказаться в числе лицемеров. Да убережет Аллах нас всех от этого!